Что по факту ждет владельцев любых не приватизированных гаражей

Продажа неприватизированного гаража

Как продать неприватизированный гараж? Хотя юридически правильного метода продажи гаража, не выделенного из состава кооперативного хозяйства, не существуют, на практике применяются некоторые пути, которые позволяют фактически продать такой гараж. В каждом случае в зависимости от положений устава кооператива, договорённости между продавцом и покупателем метод может быть разным.

Вот наиболее распространённый, применяемый на практике:

  1. Для начала нужно найти покупателя на гаражное помещение.
  2. Нужно заключить с ним соглашение о передаче доли в кооперативе.
  3. Обратиться в ГК (гаражный кооператив), к председателю кооператива либо иному управляющему органу хозяйства, чтобы покупателя приняли в члены, с учётом выплаченных продавцом взносов.
  4. Вывести покупателя из рядов кооператива.

Вроде бы простой способ, однако многое определяется положениями устава кооператива. К примеру, если в уставе предусмотрена возможность преимущественной покупки доли другими членами кооператива, то лучше сначала ввести покупателя в качестве члена кооператива, а уже потом передавать ему свою долю.

Вместе с тем многое при таком методе может зависеть от председателя кооператива. Если он не согласится переоформлять долю в кооперативе на покупателя, то придётся, возможно, отстаивать свои права в судебном порядке. Бояться тут нечего, ведь ничего мошеннического в подобных действиях нет. Главное заключить с покупателем договор не о продаже гаража, а о продаже паевых взносов либо доли в гаражном кооперативе.

По общему правилу долевая собственность, а также паевые взносы рассматриваются в качестве доступного к свободному обороту объекта.


В зависимости от метода переоформления права пользования гаражом на имя покупателя нужно получить членскую книжку. По этой причине вопросы, связанные с переоформлением гаража, нужно решать непосредственно в момент согласования с покупателем и управляющим органом кооператива.

Процедура приватизации

Приватизировать гараж в гаражном кооперативе сегодня не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Нужно задаться целью и четко следовать ей, шаг за шагом. Сама процедура состоит из двух основных действий, ведь требуется не только получить в собственность сам гараж, но и участок земли под ним. Многие люди об этом даже не догадываются, полагая, что становятся обладателями лишь конкретного места. В случае с ГСК земля тоже учитывается.

Сами гаражи бывают двух вариантов – отдельно построенные и включенные в общий бокс. В первом случае недвижимость приватизировать гораздо проще, поскольку не приходится ни к кому обращаться, достаточно заручиться лишь собственным желанием и необходимыми финансовыми возможностями. Во втором случае дело может значительно осложниться тем обстоятельством, что необходимо получить согласие остальных владельцев. Если кто-то против, то придется заверять его отказ нотариально и много времени уделять оформлению соответствующих бумаг.

Она нужна для того, чтобы заказать кадастровый паспорт с целью дальнейшей регистрации собственности и ее постановки на кадастровый учет. Право собственника еще нужно получить, оно не дается само собой.

Правовой статус гаражных помещений в кооперативных хозяйствах

Сомнения относительно того, можно ли продать неприватизированный гараж, часто бывают вызваны незнанием своих прав владельцем. Часть 2 статьи 39.20 ЗК РФ указывает, что собственник гаража в кооперативе может претендовать лишь на долю от общего участка земли. Право на владение объектом недвижимости в составе ГСК регулируется не только ФЗ, но и Письмом Минфина РФ номер 03-04-05/46131 от 5 августа 2016 года. Согласно этому документу, член кооператива считается владельцем объекта независимо от того, была ли проведена госрегистрация.

Если человек интересуется, реализовать как и можно ли продать неприватизированный гараж, то своевременно вносящий платежи за членство в ГСК человек считается полноправным владельцем постройки. Подтвердить регулярное внесение взносов можно, предъявив платежные документы, которые выдаются управляющим органом. Важно знать, в кооперативе с официальным оформлением договора купли-продажи как купить неприватизированный гараж. В таком случае необходима регистрация права собственности. Это повлечет за собой необходимость ежегодной уплаты налога на недвижимость.

Человек, продающий гараж уже приватизированный, в случае успешной продажи предоставляет документ – справку из налоговой инспекции об уплате налога на доходы физических лиц. По причине дороговизны перевода имущества в собственность, многие стараются продать через книжку. Покупателю в данном случае важно убедиться, что выбранный им кооператив не идет под снос. Иначе возникнет риск приобрести фактически несуществующую постройку.

Когда планируется продавать имущество, важно знать, как продать неприватизированный гараж ГСК безопасно. Выплата денег должна осуществляться одновременно с передачей новой членской книжки. Это гарантирует, что обе стороны останутся удовлетворены сделкой.

Краткое содержание

5.6. Доброго времени суток! Не приватизированный гараж вы сможете купить только у собственника. Для начала узнайте кто является собственником гаража, имеются ли продавца право устанавливающие документы, запросите сведения в Росреестре. Если все порядке, то покупайте на здоровье. В противном случае вы покупаете членство в гаражном кооперативе или т.п. Всего хорошего!

Гаражная реформа: чего ждать автомобилистам от законодателя

Владельцев гаражей может ждать новое регулирование. Его разработкой активно занялись власти. В этой сфере много проблем, говорится в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития: сложно зарегистрировать права собственности членов гаражно-строительных кооперативов, потому что нет документов на земельные участки и гаражи. Нет законодательных понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Проблемы наблюдаются главным образом в регионах, объяснил руководитель Департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий. Он выступил на заседании Совета по кодификации, где рассматривался законопроект Минэка о гаражах. По словам Бутовецкого, зарегистрирована лишь небольшая часть таких построек. В большинстве случаев «нет никаких документов» для оформления давно построенных гаражей и гаражных комплексов, а также земли под ними. Все, что есть у граждан – членская книжка кооператива и документы, что они платят взносы. За пределами наиболее крупных городов никто не сносит такие гаражи и не идет в суд, чтобы добиться их сноса, продолжал Бутовецкий. Поэтому регионы попросили нормативную базу, которая помогла бы оформить права на отдельный гараж или комплекс, пояснил представитель Минэка.

Причиной инициативы регионов может быть, в том числе, стремление увеличить свои налоговые доходы. Когда де-юре не существующие гаражи выведут в юридическую плоскость, их можно будет обложить налогом на имущество. Кроме того, бюджеты различного уровня недополучают арендную плату и земельный налог, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Что касается оформления в собственность земельных участков под гаражами, это позволяет делать 234 ГК о приобретательной давности. А даже если и нужна некая упрощенная процедура – можно ограничиться изменениями в Земельный кодекс и не трогать другие законы, включая Гражданский кодекс, говорится в проекте заключения Совета.

Что такое гаражная амнистия

Амнистия – возможность зарегистрировать объект, построенный с нарушениями действующих в то время законодательных актов без какой-либо ответственности. Амнистия не интересуется причиной их невыполнения, а дает возможность перевести отношения физических лиц и государства в правовое поле. Над документом работали два года, согласно первоначальным намерениям она должна была заработать в 2022 году, сейчас пока планируется запустить с 2022 года.

Минэкономразвития РФ внес свой проект для рассмотрения в Правительство РФ (документ имеется на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/07-18/00082136), в настоящее время предложение еще на стадии проработки. В Государственную думу документ не передавался. Надежду о принятии закона дает то, что о нем глава Росреестра рассказал Президенту во время встречи для доклада о проделанной работе. Понимая сложившуюся ситуацию, поддержку проекту уже открыто выразили представители правительства, в том числе и премьер-министр М. Мишустин.

Пока планируется амнистия продолжительностью четыре года. Но не исключается, что после верификации ситуации действие закона может быть продлено, как и в случае дачной амнистии.

Некапитальный гараж. Такими конструкциями будет разрешено пользоваться на муниципальных и государственных землях без обязательной приватизации участков. Но при одном условии – установлении сервитута, за использование земли придется платить владельцу. Важные ограничения: нельзя совершать юридические действия, обязанность освободить землю по первому требованию ее владельца.

Гаражи в нижней Лисихе

Последний раз редактировалось Dr X; 17.01.2010 в 08:26 .

Что по факту ждет владельцев любых не приватизированных гаражей в 2022 году

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность, разработкой законопроекта о «гаражной амнистии» занимается Совет Федерации. Эксперты m24.ru рассказали, что в Москве до сих пор существует огромное количество таких кооперативов, и новый закон поможет создать на их базе многоярусные крытые парковки.

Разработкой законопроекта о «гаражной амнистии» занимается Совет Федерации.

После того, как закон примут, владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность. Для этого им потребуется подтвердить членство в кооперативе, оплату паевого взноса, а также предоставить техдокументацию на нежилое помещение и документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом государственной власти или местного самоуправления.

Совокупный расход на приватизацию гаража составит 15–20 тысяч рублей, для ветеранов труда процедура и вовсе будет бесплатной. Гаражные кооперативы, количество которых исчисляется десятками тысяч по всей России, находятся в неопределенном статусе со времен распада Советского Союза. Когда-то помещения выдавали бесплатно, формально же они никогда не принадлежали своим хозяевам.

«Большинство кооперативов не проходят по современным нормам – ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок»

Доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Сергей Зеге рассказал, что в Москве действительно много кооперативных гаражей, поэтому этот вопрос очень актуален для горожан. С другой стороны, эти постройки уже устарели по всем параметрам: начиная с того, как они были спланированы, и заканчивая тем, что они создают определенные опасности с точки зрения их эксплуатации.

«Существуют территории, которые были застроены этими гаражными кооперативами много десятилетий назад, и они не проходят по современным нормам – ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок. Мне кажется, такие места сначала должны быть приведены в порядок и только потом уже быть амнистированными. Вполне вероятно, что в рамках уже этой работы, эти гаражи необходимо превратить в механизированные, многоэтажные строения», – пояснил Зеге m24.ru.

«В Москве одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли»

Специалист по проектированию и эксплуатации паркингов Сергей Пыхтин уверен, что необходимо стремиться очистить Москву от плоскостных одноэтажных строений – городу катастрофически не хватает земли, а одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли.

«Если речь идет о плоскостных одноэтажных гаражах, которые были построены еще до распада СССР, то это были временные стоянки, разрешения на которые выдавались на три года, потом их пролонгировали из года в год, и в результате стоянки стали превращаться в капитальные строения. Владельцы устанавливали несущие стены, утепляли их. Получилось, что одноэтажные и открытые стоянки по юридическому статусу превратились по сути в одноэтажные капитальные гаражи, под которыми нет права собственности на землю», – рассказал он.

«Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним–двумя людьми ,и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги»

В разговоре с m24.ru Пыхтин отметил, что таких гаражей в Москве великое множество, так как многоэтажные паркинги долгое время строились очень ограниченно, поэтому появление закона о приватизации является шансом построить в городе современное парковочное пространство.

«Мое личное мнение, надо вместо одноэтажных гаражей строить многоэтажные паркинги. Но сносить их не бездумно, надо проводить политику направленную не на выплату компенсации, а на предоставление владельцу места в паркинге закрытого типа, который отапливается – это будет правильнее сделать», – уверен он.

При этом он отметил, что приватизацию необходимо проводить вдумчиво и выборочно – после оформления кооператива в собственность есть риск, что огромное количество земли будет просто неиспользованной.

«Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним–двумя людьми, и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги, но сейчас у них нет права собственности на землю», – рассуждает Пыхтин.

Эксперт добавил, что на базах кооперативов, при правильном подходе, собственники смогут найти инвестора и построить многофункциональное строение, где будут располагаться не только гаражи, но магазины и офисы. В этом случае их рыночная стоимость для вырастет с 400–500 тысяч рублей до четырех–пяти миллионов, а с учетом строительства – до 10–15 миллионов.

«Когда владельцы получат нормальные документы, это даст хороший толчок для бизнеса»

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев сказал m24.ru, что многие москвичи с нетерпением ждут закон, разрешающий приватизировать кооперативные гаражи

«Те гаражи, что еще остались, они, конечно, требуют узаконивания этих отношений и статуса. Те предложения, которые были озвучены сейчас – это же не только амнистия, это же перевод в собственность. Поэтому здесь тема очень актуальная, и многие люди с нетерпением этого ждут, особенно те, кто либо имеют гараж, либо хотят его купить. У большинства владельцев нету в собственности этого помещения, а это значит, что такой гараж могут снести в любой момент. Когда они смогут получить нормальные документы, это даст хороший толчок для этого бизнеса», – пояснил он.

С 1 января 2022 года

машино-место является полноценным объектом недвижимости

, на который оформляется кадастровый паспорт. Таким образом, место для автомобиля можно продать, сдать в аренду или купить в ипотеку, поскольку банк может взять его в качестве залога.

Раньше из-за своего туманного статуса оно оформлялось как право на долю в нежилом помещении, которое можно продать на открытом рынке, если от его покупки отказались остальные владельцы долей. Наиболее продвинутые умудрялись продавать машино-место через договор дарения. Теперь эти доли можно переоформить в полноценный объект недвижимости.

О том, как работает купля-продажа в Москве, читайте здесь.

Покупка машино-мест на электронных торгах обходится автолюбителям подчас дешевле рыночной стоимости. Конечно, цена за место на стоянке зависит от расположения гаража, его востребованности и везения претендента. Две трети машино-мест, как утверждают специалисты, уходят по номиналу, а это вдове ниже рынка.

Стать обладателем машиноместа в гараже, построенном городскими структурами, можно и без борьбы на аукционе. Можно заключить договор долевого участия с Московским центром реализации нежилых помещений и приобрести машиноместо даже в кредит или с дисконтом в комплексе, который еще только возводится.

На открытом рынке цена машино-места в Москве сегодня составляет 800–900 тысяч. На окраинах или в непопулярных комплексах, расположенных вдалеке от жилых домов, за них готовы платить 200 тысяч, а в центре города – в 10, а то и в 25 раз выше. В этом году столичные власти планируют выставить на торги порядка 350 гаражных комплексов. Ценность машино-мест в глазах автовладельцев сильно зависит от состояния экономики. Шанс, что покупка места в гараже или паркинге оправдает себя как инвестиция, остается.

Подробности смотрите в сюжете телеканала «Москва 24».

В Совете Федерации разрабатывают законопроект о «гаражной амнистии», который даст возможность при предъявлении нескольких документов оформить на себя место в ГСК. Как сообщил «Известиям» сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин, документ будет внесен в 2022 году.

Уже несколько десятилетий сотни тысяч гаражей по всей России существуют в неопределенном статусе. Люди получили их в гаражно-строительных кооперативах еще в советские времена, однако формально эти гаражи им не принадлежат. В начале 1990-х, когда массово приватизировались квартиры, вопрос с оформлением собственности на гаражи оказался на втором плане. В результате многие россияне уже лишились их, а остальным это может грозить в любой момент.

Только в одной Республике Коми, по данным регионального управления Росреестра, из 116 тыс. гаражей в собственность оформлены только 9,6 тыс.

По словам Дмитрия Шатохина, регионы столкнулись с проблемой гаражных кооперативов, когда начали проводить инвентаризацию объектов недвижимости. С одной стороны, определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи имеются. Обычно это бумага, выданная председателем местного совета в 1960–1970-е годы прошлого века. Но при этом именно как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.

— У такого гаража непонятный статус, — рассказал сенатор «Известиям». — Простой вопрос: на основании чего они подключены к электросетям? Для этого должен быть заключен договор с собственником. По этой же причине никто не гарантирует и сохранность гаражей: при желании местные власти могут снести их в любой момент. Кроме того, гараж может, например, сгореть, а без зарегистрированного права собственности его нельзя застраховать.

У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и обратная сторона — если законного владельца нет, то местным властям не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Например, за неубранный снег. Кроме того, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.

Проект закона предполагает внесение поправок в федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2022 года. Документ вводит ст. 49.1 «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В ней перечислены бумаги, которые нужно предоставить для регистрации гаража как объекта собственности. Это документы, подтверждающие членство в ГСК и оплату паевого взноса, техническая документация на нежилое помещение. А также — документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом госвласти или местного самоуправления.

По оценкам Дмитрия Шатохина, общие расходы на то, чтобы узаконить гараж, составят 15–20 тыс. рублей. Для ветеранов эта процедура, по замыслу законодателей, должна быть бесплатной.

Вопрос о необходимости гаражной амнистии в последние десятилетия поднимался неоднократно. Некоторые регионы пытаются решить проблему самостоятельно. Например, в Ульяновской области амнистия была объявлена в прошлом году. Но там речь идет о собственности на земельные участки под гаражами.

— Когда мы даем право на земельный участок, мы не даем право на сам объект. А потом человеку всё равно придется идти в суд и доказывать право собственности на гараж, — пояснил сенатор.

Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров поддержал идею, однако подчеркнул при этом, что под «гаражную амнистию» не должны попасть самовольно возводимые во дворах «ракушки».

— Нет никаких сомнений в том, что этот вопрос требует проработки и решения, — пояснил Дмитрий Азаров «Известиям». — Но крайне важно, чтобы речь шла именно о кооперативах, где не урегулировано право собственности. Решая эту проблему, мы не должны создавать другую: нельзя допустить, чтобы наши дворы заполнили незаконные гаражи, портящие внешний вид городов.

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев рассказал «Известиям», что проблема назрела давно: по его мнению, пора наконец легализовать гаражи в ГСК «и прекратить этот кошмар».

— К нам регулярно поступают жалобы на то, что в том или ином районе сносят гаражные комплексы, — рассказал общественник. — Они занимают много места, и, конечно, выгоднее застроить эти территории жилыми домами. Я уже лет пять пытаюсь купить гараж в Москве и не видел еще ни одного места, где владелец гаража может быть спокоен за сохранность этого имущества. Много раз меня уверяли, что в том или ином ГСК всё хорошо, а потом местные власти там всё сносили.

Заслуженный юрист России, бывший судья Мосгорсуда и член СПЧ Сергей Пашин в раговоре с «Известиями» отметил, что законопроект о «гаражной амнистии» необходим, однако чиновники на местах в нем не заинтересованы.

— Местные власти не очень поощряют приватизацию, — сказал Сергей Пашин. — У них всегда есть козырная карта: «вас тут не было, вы не имеете права». Чиновники заинтересованы в том, чтобы держать людей на привязи.

Юрист напомнил, что в советские времена за человеком не признавали права собственности на недвижимость, в том числе и на гаражи. ГСК и его члены не были собственниками. Юридические права давало не приобретение гаража, а вступление в кооператив — то есть, право собственности фактически подменялось членством в социалистической организации.

Уже несколько десятилетий сотни тысяч гаражей по всей России существуют в неопределенном статусе. Люди получили их в гаражно-строительных кооперативах еще в советские времена, однако формально эти гаражи им не принадлежат. В начале 1990-х, когда массово приватизировались квартиры, вопрос с оформлением собственности на гаражи оказался на втором плане. В результате многие россияне уже лишились их, а остальным это может грозить в любой момент.

Кто еще потеряет? Что российским автомобилистам принесет гаражная амнистия

«Гаражная амнистия» может стать реальностью для российских автомобилистов после признания премьер-министра Михаила Мишустина во время отчета в Госдуме перед ее уходом на каникулы, что он потерял гараж из-за законодательной неурегулированности владения гаражами.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» был предложен правительству еще в феврале нынешнего года, его разработкой с 2015 года занимались Минэкономразвития и Росреестр.

Законопроект предлагает регулировать приобретение прав граждан не только на гаражи, но и на земельные участки под ними, если последние находятся в государственной или муниципальной собственности. А регионы наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом.

Однако «амнистия» – упрощенный порядок для постановки на кадастровый учет – будет распространяться только на те сооружения, которые были построены до введения в действие Градостроительного кодекса (до 31 декабря 2004 года). Некапитальные строительные объекты, например, гаражи-ракушки, не считаются законными и под амнистию не попадают. Действие закона также не коснется гаражей на территории дачных участков или подземных гаражей внутри многоквартирных домов. Причем гаражи можно будет использовать только для размещения транспортных средств, а также для личных и бытовых нужд, чтобы исключить ведение какой-либо предпринимательской деятельности.

В России сейчас 1,4 млн земельных участков, на которых расположены гаражи, и 37 тысяч гаражных кооперативов. У большинства владельцев гаражей фактически нет никаких документов кроме членской книжки, и юридически они не имеют права проводить с гаражами никаких действий – продавать, покупать, дарить или оставлять в наследство. «Гаражная амнистия» предполагает перечень документов, подтверждающих владение объектом гаражного назначения: например, выплата пая в гаражном кооперативе, ранее полученное решение о распределении гаража, документы, подтверждающие оплату различных платежей при эксплуатации, ранее полученные документы технической инвентаризации. В настоящее время, чтобы зарегистрировать свои права, необходимо получить соответствующее решение суда.

Еще одна цель законопроекта – внести ясность в правовое регулирование деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов. Пока в России нет закона, который бы регламентировал их существование. И законопроектом предлагается дать четкое определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж» и «машино-место».

Вступление в силу нового порядка ожидается в 2022 году, планируется, что «гаражная амнистия» продлится 4 года.

Насколько популярна будет она среди автовладельцев, эксперты расходятся во мнении. С одной стороны, у граждан появится дополнительная недвижимость, которую можно продать без подвохов, а оформленные гаражи, как правило, стоят дороже. Кроме того, в случае принятия властями решения о каком-нибудь строительстве на земле под гаражами владелец оформленного гаража сможет получить компенсацию от государства при его изъятии. Для гаражных кооперативов появится возможность определить всех собственников на своих территори ях и более успешно собирать взносы. Однако когда гаражи будут узаконены, за них нужно будет платить налоги и страховки.

В Петербурге порядка 250 тысяч гаражей, а у подавляющего числа гаражных кооперативов давно истекли сроки действия договора аренды земли, пролонгировать их практически невозможно. В Северной столице в отличие от многих регионов не стали массово сносить гаражные постройки, при губернаторе Георгии Полтавченко был официально даже введен мораторий на массовый снос. Также в 2011 году был принят закон «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга», который позволил владельцам получать компенсацию от государства, если земля под гаражами востребована городом. Тем не менее, поскольку в городе дефицит свободных земель, инвесторы время от времени интересуются участками с расположенными на них гаражами. Поэтому точечный снос этих конструкций в городе продолжается, вызывая серьезные конфликты.

Членам гаражных кооперативов город может выплачивать компенсацию, но демонтаж своих гаражей они должны проводить за свой счет или за счет кооперативов.

Поэтому стало обычной практикой, когда владелец просто вывозил своего «железного коня» и иное имущество и исчезал из поля зрения своего кооператива. В итоге ГСК лишаются членских взносов, а судебные претензии город предъявляет именно им, требуя возврата средств, потраченных на демонтаж.

Как отразится законопроект в случае его принятия на гаражном сообществе Северной столицы? Член Общественной палаты Петербурга, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в масштабах всей страны оценивает его позитивно. Однако, по его словам, в Петербурге, как и в Москве, практически все гаражи некапитального строительства, большинство из них находится на когда-то арендованной у города территории. «К сожалению, у нас гаражи – это движимое имущество, и, согласно законопроекту, их нельзя приватизировать», – говорит эксперт. Свои предложения Всероссийское общество автомобилистов изложило еще на стадии подготовки законопроекта: объекты, имеющие признаки капитального строения, а таковых много, должны относиться к недвижимому имуществу, чтобы их можно было приватизировать и получить право собственности на них. И в этом случае снести гаражи без юридического обоснования будет сложно.

«После того как закон будет принят и в нем будут определены все признаки капитального строения, мы сможем уже в диалоге с городскими властями решать поэтапно эту сложную и актуальную проблему для петербургских автовладельцев. Прежде всего нужно провести полную ревизию земель, где располагаются гаражные комплексы, а также гаражей во дворах. Вероятно, придется учитывать и нюансы нового генплана, с учетом перспектив развития города», – резюмирует Валерий Солдунов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2022 под заголовком «Кто еще потеряет гараж?».

В Петербурге порядка 250 тысяч гаражей, а у подавляющего числа гаражных кооперативов давно истекли сроки действия договора аренды земли, пролонгировать их практически невозможно. В Северной столице в отличие от многих регионов не стали массово сносить гаражные постройки, при губернаторе Георгии Полтавченко был официально даже введен мораторий на массовый снос. Также в 2011 году был принят закон «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга», который позволил владельцам получать компенсацию от государства, если земля под гаражами востребована городом. Тем не менее, поскольку в городе дефицит свободных земель, инвесторы время от времени интересуются участками с расположенными на них гаражами. Поэтому точечный снос этих конструкций в городе продолжается, вызывая серьезные конфликты.

Шанс для миллионов: кого затронет «гаражная амнистия»

«Законным путём идти можно. Дойти трудно», — сетовала героиня легендарного фильма «Гараж», повествующего о жарких заседаниях гаражного кооператива во времена СССР. Будни владельцев гаражей с тех пор не стали легче: местные власти периодически сносят гаражи, пользуясь пробелами в законодательстве, в котором не был прописан статус гаражей и порядок регистрации прав на них.

В Москве кампания по сносу гаражей стартовала еще в 2000-х. «Очень много московской земли занято «плоскостными» гаражами типа бунгало. И все они должны быть перестроены в многоэтажные», — настаивал бывший мэр Юрий Лужков. Гаражи сносят «только тогда, когда без этого невозможно построить новую дорогу, станцию метро или поликлинику», — объяснял политику мэр Сергей Собянин. За каждый снесенный гараж власти выплачивают компенсацию 150-300 000 рублей, указывал Собянин.

«Законным путём идти можно. Дойти трудно», — сетовала героиня легендарного фильма «Гараж», повествующего о жарких заседаниях гаражного кооператива во времена СССР. Будни владельцев гаражей с тех пор не стали легче: местные власти периодически сносят гаражи, пользуясь пробелами в законодательстве, в котором не был прописан статус гаражей и порядок регистрации прав на них.

“Гаражная амнистия”. Что ждет владельцев после приватизации?

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность, разработкой законопроекта о “гаражной амнистии” занимается Совет Федерации. Эксперты m24.ru рассказали, что в Москве до сих пор существует огромное количество таких кооперативов, и новый закон поможет создать на их базе многоярусные крытые парковки.

Совокупный расход на приватизацию гаража составит 15–20 тысяч рублей, для ветеранов труда процедура и вовсе будет бесплатной. Гаражные кооперативы, количество которых исчисляется десятками тысяч по всей России, находятся в неопределенном статусе со времен распада Советского Союза. Когда-то помещения выдавали бесплатно, формально же они никогда не принадлежали своим хозяевам.

“Большинство кооперативов не проходят по современным нормам – ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок”

Доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Сергей Зеге рассказал, что в Москве действительно много кооперативных гаражей, поэтому этот вопрос очень актуален для горожан. С другой стороны, эти постройки уже устарели по всем параметрам: начиная с того, как они были спланированы, и заканчивая тем, что они создают определенные опасности с точки зрения их эксплуатации.

“Существуют территории, которые были застроены этими гаражными кооперативами много десятилетий назад, и они не проходят по современным нормам – ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок. Мне кажется, такие места сначала должны быть приведены в порядок и только потом уже быть амнистированными. Вполне вероятно, что в рамках уже этой работы, эти гаражи необходимо превратить в механизированные, многоэтажные строения”, – пояснил Зеге m24.ru.

“В Москве одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли”

Специалист по проектированию и эксплуатации паркингов Сергей Пыхтин уверен, что необходимо стремиться очистить Москву от плоскостных одноэтажных строений – городу катастрофически не хватает земли, а одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли.

“Если речь идет о плоскостных одноэтажных гаражах, которые были построены еще до распада СССР, то это были временные стоянки, разрешения на которые выдавались на три года, потом их пролонгировали из года в год, и в результате стоянки стали превращаться в капитальные строения. Владельцы устанавливали несущие стены, утепляли их. Получилось, что одноэтажные и открытые стоянки по юридическому статусу превратились по сути в одноэтажные капитальные гаражи, под которыми нет права собственности на землю”, – рассказал он.

“Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним–двумя людьми ,и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги”

В разговоре с m24.ru Пыхтин отметил, что таких гаражей в Москве великое множество, так как многоэтажные паркинги долгое время строились очень ограниченно, поэтому появление закона о приватизации является шансом построить в городе современное парковочное пространство.

“Мое личное мнение, надо вместо одноэтажных гаражей строить многоэтажные паркинги. Но сносить их не бездумно, надо проводить политику направленную не на выплату компенсации, а на предоставление владельцу места в паркинге закрытого типа, который отапливается – это будет правильнее сделать”, – уверен он.

При этом он отметил, что приватизацию необходимо проводить вдумчиво и выборочно – после оформления кооператива в собственность есть риск, что огромное количество земли будет просто неиспользованной.

“Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним–двумя людьми, и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги, но сейчас у них нет права собственности на землю”, – рассуждает Пыхтин.

Эксперт добавил, что на базах кооперативов, при правильном подходе, собственники смогут найти инвестора и построить многофункциональное строение, где будут располагаться не только гаражи, но магазины и офисы. В этом случае их рыночная стоимость для вырастет с 400–500 тысяч рублей до четырех–пяти миллионов, а с учетом строительства – до 10–15 миллионов.

“Когда владельцы получат нормальные документы, это даст хороший толчок для бизнеса”

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев сказал m24.ru, что многие москвичи с нетерпением ждут закон, разрешающий приватизировать кооперативные гаражи

“Те гаражи, что еще остались, они, конечно, требуют узаконивания этих отношений и статуса. Те предложения, которые были озвучены сейчас – это же не только амнистия, это же перевод в собственность. Поэтому здесь тема очень актуальная, и многие люди с нетерпением этого ждут, особенно те, кто либо имеют гараж, либо хотят его купить. У большинства владельцев нету в собственности этого помещения, а это значит, что такой гараж могут снести в любой момент. Когда они смогут получить нормальные документы, это даст хороший толчок для этого бизнеса”, – пояснил он.

Раньше из-за своего туманного статуса оно оформлялось как право на долю в нежилом помещении, которое можно продать на открытом рынке, если от его покупки отказались остальные владельцы долей. Наиболее продвинутые умудрялись продавать машино-место через договор дарения. Теперь эти доли можно переоформить в полноценный объект недвижимости.

О том, как работает купля-продажа в Москве, читайте здесь.

Покупка машино-мест на электронных торгах обходится автолюбителям подчас дешевле рыночной стоимости. Конечно, цена за место на стоянке зависит от расположения гаража, его востребованности и везения претендента. Две трети машино-мест, как утверждают специалисты, уходят по номиналу, а это вдове ниже рынка.

Стать обладателем машиноместа в гараже, построенном городскими структурами, можно и без борьбы на аукционе. Можно заключить договор долевого участия с Московским центром реализации нежилых помещений и приобрести машиноместо даже в кредит или с дисконтом в комплексе, который еще только возводится.

На открытом рынке цена машино-места в Москве сегодня составляет 800–900 тысяч. На окраинах или в непопулярных комплексах, расположенных вдалеке от жилых домов, за них готовы платить 200 тысяч, а в центре города – в 10, а то и в 25 раз выше. В этом году столичные власти планируют выставить на торги порядка 350 гаражных комплексов. Ценность машино-мест в глазах автовладельцев сильно зависит от состояния экономики. Шанс, что покупка места в гараже или паркинге оправдает себя как инвестиция, остается.

Подробности смотрите в сюжете телеканала “Москва 24”.

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Изменения ПДД

В Госдуму внесен законопроект, который может изменить жизнь владельцев гаражей.

Какие документы нужны для приватизации гаража

Перечень документов, который потребуется поэтапно собрать, достаточно внушителен. Поэтому нередко сбор документации и ее подачу в соответствующие инстанции поручают профессиональному юристу, действующему на основании договора с клиентом (группой клиентов) и доверенности. Но можно и самостоятельно, руководствуясь следующей инструкцией, пройти все этапы:

  1. Обратиться к председателю ГСК и получить справку с указанием данных о госрегистрации ГСК.
  2. Подать справку в БТИ, чтобы получить справку с адресом гаража, а также заказать техплан.
  3. Обратиться в Росреестр, чтобы заказать кадастровый паспорт.
  4. С кадастровым паспортом и техпланом можно подать в Росреестр заявление на приватизацию.

Если все поданные документы подготовлены правильно, тогда в течение месяца можно получить выписку из ЕГРП о регистрации права собственности на гараж. Ускорить процесс можно в регистрационной палате, где предусмотрена услуга проверки подаваемых документов. При подаче пакета документов в Росреестр, помимо кадастрового паспорта и техплана необходимо предоставить следующие бумаги:

  1. Заявление.
  2. Копия паспорта заявителя.
  3. Справка, выданная председателем ГСК, где указано, что вы полностью погасили свой пай.
  4. Учредительный договор ГСК.
  5. Справка из ФНС о постановке данного ГСК на налоговый учет.
  6. Свидетельство о госрегистрации ГСК.
  7. Устав ГСК.
  8. Документ, в котором указано: кто является председателем ГСК и на каком основании (протокол общего собрания).
  9. Договор аренды земельного участка под ГСК, заключенный с муниципалитетом.
  10. Разрешение на ввод гаражного комплекса в эксплуатацию.
  11. Списочный состав членов ГСК.
  12. Выписка из ЕГРЮЛ с указанием номера ГСК.
  13. Квитанция об оплате госпошлины.

Такова процедура в общих чертах, но на практике имеется достаточно много нюансов, существенно влияющих на порядок, сложность и стоимость приватизации. В частности, имеет значение, когда именно строился кооператив, на каком основании была получена земля под строительство, было ли получено разрешение на строительство, выкупал ли кооператив участок у муниципалитета, как юридическое лицо и целый ряд других нюансов.

Такова процедура в общих чертах, но на практике имеется достаточно много нюансов, существенно влияющих на порядок, сложность и стоимость приватизации. В частности, имеет значение, когда именно строился кооператив, на каком основании была получена земля под строительство, было ли получено разрешение на строительство, выкупал ли кооператив участок у муниципалитета, как юридическое лицо и целый ряд других нюансов.

Причины потери документов

Причины потери могут быть разными, законодательством России допускается восстановление документов в любом случае, вне зависимости от ситуации при которой документы были утеряна или уничтожены, но если это произошло по вине владельца, то возможные затраты за восстановление документов несет именно владелец (либо владельцы).

У меня есть технический паспорт с бти на строение с указанием размеров высоты и материалов. Я востановила по этому. документу гараж,земля не в собственности только документы на строение. Соседи подали в суд так как им жто место нужно для их использования документы с давних лет и жтот гараж принадлежал всегда нашей семье. КАК быть

Как возможно быстро восстановить документы на гараж

В соответствии с действующим федеральным законодательством гаражи рассматриваются как личный объект недвижимого имущества. Под любым таким объектом расположен земельный участок, который автоматически присоединяется к постройке. Эти элементы обычно рассматриваются как единое целое.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Для понимания особенностей того, как восстановить документы на гараж после потери, необходимо ознакомиться с требуемым для оформления пакетом бумаг, с обязательными типами паспортов, с алгоритмом восстановления, а также с советами высококвалифицированных юристов.

Стоит отметить факт того, что в силу неопределенности ситуации с гаражным имуществом дать информацию об исчерпывающем комплекте документов не представляется возможным. Это обуславливается тем, что действующее в 2022 году федеральное законодательство рассматривает данный вопрос весьма поверхностно.

Ссылка на основную публикацию