Основной принцип сноса гаражей

Общие замечания

Россия, как и любое другое государство, предоставляет гражданам землю на различных основаниях. В определённых случаях такие объекты недвижимости могут быть изъяты при строгом соблюдении процедуры.

Гаражи – наименее ценные постройки, если их сравнивать с иными объектами. Снос жилых домов чреват слишком большими компенсациями, а строительство на территории парков или скверов ухудшит экологическую ситуацию в населённом пункте.

Гараж находится на арендованной земле

В основном Гаражным Строительным Кооперативам (ГСК) земля под строительство выделяется на условиях аренды на определенный срок. Очень часто руководство ГСК забывает о продлении аренды или сталкивается с невозможностью или нежеланием продления договора со стороны чиновников.

Соответственно, когда срок аренды кончается, то земля снова переходит к городу, а строения на ней считаются незаконно возведенными. Тоже самое относится и к физическим лицам, не продлившим на момент сноса аренду.

Чтобы не потерять давно построенный и обжитой гараж, защита от сноса должна быть надежной, а это документы, подтверждающие право собственности на сам объект. Если они оформлены по всем правилам, то тогда вы имеете право на получение компенсации при его сносе, в противном случае можно остаться ни с чем.

В случае, если аренда еще не закончилась, а гаражи уже сносят, тогда собственнику полагается не только выплата рыночной стоимости объекта, но и возмещение убытков, связанных с досрочным прекращением аренды.


Снос плоскостных гаражей производится только после подписания обеими сторонами договора и регистрации его в регпалате. Пока этого не произойдет, сносить строение никто не имеет права.

Причины недовольств

В первую очередь многих собственников волнует денежный вопрос. Компенсация за снос гаража выплачивается на основании проведённой оценки. При этом учитывает возраст и состояние строения. За полученные деньги практически невозможно приобрести другой гараж. В том числе и из-за дефицита мест для хранения автомобилей.

На практике граждане практически не имеют альтернативы гаражам. Хотя при изъятии земель власти указывают, где можно разместить автомобили, на практике всё гораздо сложнее. Многие стоянки существуют только в виде проектов, до реализации которых далеко. Также гражданам предлагают платные паркинги, которые не каждому по карману.

Также в некоторых случаях решение местных властей, по мнению собственников гаражей, не всегда обосновано с точки зрения закона. Примером этому может служить случай в районе Братеево, который находится в ЮАО г. Москвы. Префектура утверждает, что существующая гаражная застройка самовольная, однако, на этой территории функционирует кооператив «Автоград».

Если владельцам не удастся доказать свою правоту, они не получат возмещение за снос. Граждане вынуждены нанимать юристов, обращаться в суд, нести временные и материальные издержки.

Образец договора о купле-продаже гаража:

Образец договора о купле-продаже гаража:

Депутаты потребовали остановить снос гаражей до начала амнистии

Новый федеральный закон может быть принят слишком поздно

Механизм гаражной амнистии, который сейчас рассматривается в Госдуме, должен получить обратную силу, считает ряд московских депутатов. Кроме того, необходимо объявить мораторий на снос гаражей, пока амнистия, в поддержку которой высказались президент Владимир Путин и премьер Михаил Мишустин, не вступила в силу. Представители столичного гаражного сообщества горячо поддержали эту инициативу, добавив, что политика на сокращение количества мест долговременного хранения автомобиля может вызвать недовольство. Между тем, значительное число плоскостных гаражей — а именно те, которые не имеют фундамента — скорее всего, не подпадут под амнистию в любом случае, констатируют эксперты.

Фото: Михаил Ковалев

Необходимо немедленно ввести мораторий на снос гаражей до тех пор, пока не вступили в силу правила гаражной амнистии на федеральном, а затем и на московском уровне, отметила депутат Мосгордумы Елена Янчук. «Сейчас во многих регионах, и столица не исключение, власти и застройщики стараются успеть освободить от гаражей как можно большую площадь, – констатирует парламентарий. – Эту практику нужно остановить. Заодно следует, на мой взгляд, защитить и права тех, кто «не дожил» до гаражной амнистии».

На данный момент гаражи, в том числе те, которые были построены еще в советские времена и обладают полным пакетом документов тогдашнего образца, существуют во многом вне правового поля. Встречается несколько вариантов юридического оформления этих объектов, от «крытых стоянок МГСА», машиноместа на которых изначально не принадлежали автомобилистам, до полноценно оформленных боксов в гаражно-строительных кооперативах, имеющих кадастровые номера и современные свидетельства о собственности, зарегистрированных в Росреестре. Все эти форматы объединяет то, что земля под абсолютным большинством ГСК (исключая некоторые многоэтажные комплексы) принадлежит городу и предоставляется кооперативам на правах аренды. Именно арендные договоры на землю под гаражами город начал расторгать в конце 2000-х годов в одностороннем порядке. После чего сами боксы в течение нескольких лет сносятся в качестве самостроя.

Прямо сейчас идет снос гаражей на улице Красной Сосны — это район Ярославский — и, по словам правозащитника Вадима Киктева, владельцы узнали о начавшемся сносе фактически из интернета. Странность нынешней ситуации с гаражами состоит в том, подчеркивает общественник, что никаких прав участвовать в обсуждении будущего квартала или района у владельцев этого типа недвижимости нет. На публичные слушания и общественное обсуждение в режиме онлайн гаражников просто не пускают — не прописаны в районе. А если кто-то из представителей гаражей, прописанных по соседству, высказывает возражения, они зачастую не вносятся в протокол либо игнорируются.

– Я много общаюсь с коллегами — председателями разных гаражных кооперативов в Москве, и могу ответственно заявить: если еще несколько лет назад люди воспринимали снос гаражей как чисто экономическую проблему, как лишение объекта недвижимости, то сейчас речь идет совсем о другом, – отмечает Вадим Киктев. – Речь идет о политике и самом существовании личных автомобилей и мест их хранения.

– Это жизненно важный, принципиальный вопрос для многих сотен тысяч москвичей — нельзя просто взять и отнять у людей то, что было у них во владении зачастую по 40 — 50 лет и что полностью соответствовало тогдашним законам, – отмечает лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров. – Да, можно согласиться с тем, что многие гаражи морально устарели и неэффективно используют московскую землю, хотя значительная часть гаражей выстроена именно на непригодных для застройки участках. Но тогда следовало бы перезапустить программу «Народный гараж», которая была остановлена в 2017 году, а фактически даже раньше. Если она была неэффективна, то стоит подумать, как сделать ее более удобной и функциональной для города и для людей.

– Нужно провести четкое различие между местами для парковки и местами для долговременного хранения автомобилей, – уверена Елена Янчук. – И число последних нужно, напротив, увеличивать, чтобы «дворы без машин», которые действительно представляют собой хорошую идею, стали реальностью.

Депутат выразила надежду, что проект федерального закона, который рассматривается сейчас, будет доработан. В нынешней версии документа речь идет только о гаражах, имеющих фундамент и таким образом приближенных к капитальным строениям. А значит, владельцам машиномест в металлических гаражных кооперативах и стоянках — таких в столице все еще десятки тысяч — по-прежнему ничего не светит. Даже в случае амнистии.

– Это жизненно важный, принципиальный вопрос для многих сотен тысяч москвичей — нельзя просто взять и отнять у людей то, что было у них во владении зачастую по 40 — 50 лет и что полностью соответствовало тогдашним законам, – отмечает лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров. – Да, можно согласиться с тем, что многие гаражи морально устарели и неэффективно используют московскую землю, хотя значительная часть гаражей выстроена именно на непригодных для застройки участках. Но тогда следовало бы перезапустить программу «Народный гараж», которая была остановлена в 2017 году, а фактически даже раньше. Если она была неэффективна, то стоит подумать, как сделать ее более удобной и функциональной для города и для людей.

Алло, гараж

Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих “гаражных” битв примитивна – чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.

Но судя по последним решениям Верховного суда, “гаражные” приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила – когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.

Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.

В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было “оформленных в установленным порядке документов на землю”. Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.

Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.

Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района – выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство “в порядке исключения временных металлических боксов”. По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля “Запорожец”, бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя “Запорожец”. Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был – в боксе N22.

Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.

На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки – отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.

Верховный суд напомнил – гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто – нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж – объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс – не объект недвижимости, суды не привели.

Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации – не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. “Временное” размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.

А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком – это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть “гаражное” дело заново с учетом его разъяснений.

Героем второго “гаражного” дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, “Мосэнерго” еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.

Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района , где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец “не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта”. А гараж , по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул – отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.

И еще важный штрих – по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью – 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая “приобретательная давность”.В связи с этим Верховный суд подчеркивает – фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это “гаражное” дело.

А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком – это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть “гаражное” дело заново с учетом его разъяснений.

Как узнать какие гаражи идут под снос: зона риска

В первую очередь попадают под снос сооружения, которые мешают строительству магистралей. Так, если план градостроительства предусматривает дорогу на месте построек, то необходимо все эти объекты ликвидировать.

Самовольные сооружения попадают в особую группу риска, поскольку на них отсутствует свидетельство на землю и имущество, и соответственно они нелегальные. В случае снесения владелец не получает компенсации.

Также не защищены от сноса боксы, которые стоят на государственной арендованной земле. Такие договора заключаются обычно на несколько лет, а когда срок аренды истекает администрация имеет право не продлевать его на свое усмотрение.

Официальные и легальные строения тоже входят в группу риска, поскольку если будет заложена программа демонтажа, то они будут снесены.

Где можно найти информацию о том, что боксы планируют снести:

  • На официальном сайте города или района. На нем публикуются приказы еще задолго до демонтажа сооружений;
  • На сайте Департамента строительства и архитектуры города;
  • По телефону в городской администрации.

Согласно требований гражданского кодекса владелец должен быть уведомлен минимум за месяц до официальной даты ликвидации письменным уведомлением, которое должно быть передано лично в руки. Предполагается, что в этот срок хозяин успеет перевести все свое имущество и подготовить необходимые документы для получения компенсационных выплат.


Чтобы суд признал гараж легальным строением необходимы следующие документы:

Кого коснется гаражная амнистия

Гаражных построек, которые потенциально могут попасть под «амнистию», насчитывается более 5,7 млн, сообщил Forbes представитель Росреестра (ведомство участвовало в разработке проекта). Как указано в пояснительной записке к законопроекту, почти 3,1 млн объектов записаны в ЕГРН как здания или сооружения, но права зарегистрированы только на 1,7 млн из них, еще 2,6 млн объектов записаны как помещения, но зарегистрированы только 65% из них. По факту гаражей еще больше. Есть дополнительная информация по неоформленным строениям, которую предоставили регионы, однако точных цифр не существует, пояснил представитель Росреестра.

Предложенный Минэкономразвития документ определяет несколько условий, которым должны соответствовать гаражи, чтобы попасть под «амнистию». Первое: это должны быть капитальные постройки — в виде индивидуального гаража или бокса в гаражном кооперативе, которые были построены до 2004 года. Второе: они должны быть расположены на государственной или муниципальной земле. Самовольные и стихийные постройки легализованы не будут, отмечает представитель Росреестра в ответ на запрос Forbes.

Оформление прав граждан на участки будет проводится в заявительном порядке — при подаче в Росреестр соответствующего заявления и документов, подтверждающих права гражданина на строение и землю под ним. На первом этапе хозяин гаража сможет получить земельный участок на правах аренды. Переоформить землю в собственность можно будет после того, как будет оформлен сам гараж. Вопрос с собственностью земли будет отдан на откуп муниципалитетам, которые получат возможность установить дополнительный перечень документов, позволяющий оформлять права на землю.

Законопроектом установлен перечень документов, которые могут считаться подтверждением права владения гаражом. В их числе:

  • квитанции на оплату содержания и ремонт гаража
  • выплаты пая в кооперативе
  • договор купли—продажи
  • решение кооператива о распределении гаража
  • документы технической инвентаризации

Гаражная амнистия должна занять 4 года. Предполагается, что новый порядок регистрации гаражного имущества вступит в силу в 2021 году, планируемый срок окончания «гаражной амнистии» — 1 января 2025 года.

Гаражная амнистия должна занять 4 года. Предполагается, что новый порядок регистрации гаражного имущества вступит в силу в 2021 году, планируемый срок окончания «гаражной амнистии» — 1 января 2025 года.

Что будет, если не забрать вещи из сносимого гаража?

Некоторые граждане, узнав о сносе гаража, не хотят признавать неизбежное и всячески оттягивают момент вывоза своих вещей из объекта. Надо сказать, что такая тактика поведения не принесет результатов, поскольку власти могут провести операцию сноса и без содействия бывшего собственника.

Для этого они вскрывают гараж, фотографируют и опечатывают имущество. Добро вывозится на специальную стоянку. Если гражданин решит его забрать, то ему нужно подготовить заявление и собрать документы, которые подтверждают право собственности. В случае отсутствия вестей от хозяина в течение определенного срока, имущество утилизируется.

  • Наличие права собственности на гараж, зарегистрированное в Росреестре
  • Наличие права собственности на землю под гаражом у продавца, либо кооператива
  • Законное нахождение гаража на установленной территории

Audi A6 Avant › Бортжурнал › Снос гаражей, как это происходит

Всем привет 👋.
Ну вот и закончилась моя история владения и сноса гаража…

Решил рассказать как всё это происходило и как закончилось.
Итак, стоянка о которой речь была построена если память не изменяет в далёком 1986 году, гараж мы приобрели налопопам с одним из моих лучших друзей в ноябре 2003 года. У нас тогда был небольшой бизнес по продаже б/у шин из Япии. Гараж приобрели у его первого и единственного на тот момент владельца, куплен он был тогда за 2300$.
Стоит сказать что разговоры о сносе гаражей периодически “всплывали” ещё с 97 года, а может даже и раньше, просто раньше я не был связан никак с этой стоянкой и соответственно не слышал об этом.
Пользование гаражом было безоблачным, “тучи начали сгущаться” наверное пару-тройку лет назад, тогда разговоры о сносе наших гаражей и строительстве на их месте ЮВХ(Юго-Восточрой Хорды) стали появляться всё чаще, в ноябре 18-го уже проводили слушанья касаемо проекта хорды, я даже 27 ноября 2018г. был на одном из таких слушаний по обсуждению одного из участков ЮВХ, при чём подавалась информация очень хитрым способом 27.11.18. выставили на обсуждение лишь участок части хорды подходящий с одной стороны а нашему району и со словами о том что “как она пойдёт дальше мы пока не знаем”, обсудили с жителями принятие этого её участка. Далее 13.01.19. как оказалось(информации об этом практически нигде не было, вернее она максимально умалчивалась) состоялось слушанье по проекту другого участка хорды, подходящего к нашему району с другой стороны и опять слова о том что “мы сегодня обсуждаем только этот участок и как хорда пойдёт далее мы не знаем”. Но нужно быть полным кретином(по всем раскладам власти так и считают о народе) чтобы не понимать как пройдёт хорда от одного края района к другому, кроме как не по единственно возможному участку, где и расположены несколько плоскостных автостоянок, ей проходить больше негде. Так к слову, несколько автостоянок, это примерно 3770 машиномест, правда обещают в дальнейшем возвести целых 3 ☝️ многоэтажных паркинга по 220 машиномест каждый, на вопрос куда девать оставшиеся 3100 автомобилей, власти лишь 🤷‍♂️ разводят руками.
И вот в конце февраля 19 года(21.02.19.), приятель скидывает мне вот такую фотку…

Заметьте ☝️ документ вывешен 21.02.19., это четверг…

Сдать документы нужно до 25.02.19., это понедельник…

Как примерно 1000-че владельцам гаражей сдать документы в отведённые 2 дня, с учётом той бюрократии которая присутствует в нашей стране, лично я не представляю, даже половине этих владельцев не удастся это сделать за 2 дня, не забываем что люди то все как бы ещё и работают и мало кто может вот так вот свалить с работы для того чтобы сдать доки. Т.е. сделано всё максимально “для народа”, чтобы успели не все.
Естественно я начал выяснять и искать какую либо информацию об этом, но ничего конкретного нигде не описывалось, только общая информация о предположениях прохождения хорды и ещё одной дороги ТТК-Братеево, стали всё чаще появляться различные проекты хорды, дороги ТТК-Братеево и ТПУ(Транспортно-Пересадочного Узла) который уже строится в нашем районе…

Далее в первой половине марта, (если точнее, то 13 числа) “грянул гром среди ясного неба” и на информационном щите нашей стоянки появилось “это”…

Сказать что я был удивлён…да нет, удивления не было, скорее решил предпринять действия к “выживанию” и начал обдумывать конструктивный план дальнейших действий по выходу из данной ситуации. Обдумав всю ситуацию, пришёл к той мысли что без гаража мне не обойтись и начался поиск другого гаража для приобретения и переезда в новый дом. Поиск увенчался успехом, о чём я поведал в одной из записей, вот тут.
Далее был нелёгкий переезд из одного гаража в другой т.к. разного барахла скарба за время владения гаражом набралось ооочень много, то переезд оказался несколько сложнее и дольше чем я предполагал изначально.
Основной скарб мне всё таки удалось перевезти в новый гараж до назначенной даты, оставалось незначительное количество вещей, которые без проблем можно перевезти парой ходок моего авантика 😁.
Параллельно этому переезду, где то в середине апреля, на информационном щите стоянки появилась информация о необходимости предоставить в Управу района, копии документов подтверждающих право собственности на гаражный бокс, для оформления получения денежной компенсации за сносимый гараж…

Такие документы естественно у нас с другом были и необходимые копии были предоставлены в управу. Когда я сдавал эти копии, принимающий их работник Управы района сообщил, что в скором времени нам позвонят по указанному мной номеру телефона и пригласят для написания заявления на получение денежной компенсации.
В разгар майских праздников, я встретил знакомого, который поведал историю о том что заявление на получение денежной компенсации, им уже написано в Управе района и так же он сказал что он пошёл в Управу сам, что никто ему не звонил и не приглашал для этого, так же он посоветовал мне тоже не ждать пока мне кто то позвонит и идти самому в Управу и писать заявление на получение денежной компенсации. Правда для того чтобы у меня приняли это заявление в Управе, нужно было сначала получить в районном представительстве МГСА(Московский Оородской Союз Автомобилистов), которому и принадлежат многие подобные моей автостоянки, заверенные копии паспорта на гаражный бокс и заверенную книжку о членстве в МГСА, которые подтвердят отсутствие задолжностей по оплате гаражного бокса и оплате членских взносов. Решил сделать это сразу после майских праздников.
Придя 16-го мая в МГСА и объяснив что мне требуется, услышал в ответ то, что заверенные копии они выдают только…после оплаты ежемесячных платежей за пользование гаражным боксом за май и…июнь, а это по 2 тысячи за каждый месяц, на мой вопрос-“сфигали?”, начали шантажировать тем что не заверят необходимые копии. В принципе я к такому положению вещей был готов и даже готов был оплатить им за май месяц, но вот платить за июнь я категорически не собирался, как же у нас любят “поиметь” напоследок людей, которым и так досталось несладко. Короче говоря путём определённо построенного разговора, мне удалось получить заверенные копии без оплаты июня, за май я заплатил, хотя и этого можно было не делать…

Как примерно 1000-че владельцам гаражей сдать документы в отведённые 2 дня, с учётом той бюрократии которая присутствует в нашей стране, лично я не представляю, даже половине этих владельцев не удастся это сделать за 2 дня, не забываем что люди то все как бы ещё и работают и мало кто может вот так вот свалить с работы для того чтобы сдать доки. Т.е. сделано всё максимально “для народа”, чтобы успели не все.
Естественно я начал выяснять и искать какую либо информацию об этом, но ничего конкретного нигде не описывалось, только общая информация о предположениях прохождения хорды и ещё одной дороги ТТК-Братеево, стали всё чаще появляться различные проекты хорды, дороги ТТК-Братеево и ТПУ(Транспортно-Пересадочного Узла) который уже строится в нашем районе…

Если сносить, то по закону: как москвичи защищали свои гаражи и что из этого вышло

Людмила Бутузова

ГСК существует с 1968 года, насчитывает 180 гаражей. Жили себе, никого не трогали… В июне этого года на всех воротах появились анонимные объявления, что гаражи будут снесены. Вчера в «Энергетике» отбивали первую атаку.

Срочное сообщение, что дело плохо, появилось на странице депутата Мосгордумы Сергея Митрохина в Фейсбуке: «Снос гаражей назначен на час дня. Никаких судебных решений нет. Обоснования законности сноса тоже нет. Управа вероломно нарушила обещание не трогать гаражи до предъявления соответствующих документов. Надеюсь успеть приехать и разъяснить рейдерам, что они неправы».

Успел. Припозднились налетчики, поэтому их план по-тихому срезать ворота на нескольких гаражах и тем самым приблизить конец существования кооператива пока не удался. Митрохин потребовал у пришельцев документы, объясняющие их появление в ГСК и покушение на чужую собственность. «Старший» наезда, представившийся Ильей, предъявить их не смог. По его словам, «гаражи не ваши», документы, которые им дал новый хозяин, находятся на почте и как только он туда сходит, так сразу и покажет. Комедию ломали на видео. https://youtu.be/ivccT7zPR-A Пока всем не надоело.

Этот жанр, похоже, самый популярный, когда затевается афера с отъемом собственности у людей. Напомним события в этом ГСК. После неожиданных известий о сносе гаражей встревоженные владельцы кинулись к властям: на каком основании? Почему не предупредили? Чем объясняется спешка? Никаких официальных документов о перепланировке территории либо об изъятии земель для госнужд людям не представили ни в мэрии, ни в префектуре, ни в управе. «У всех круглые глаза, – докладывал обстановку нам в редакцию один из пострадавших. – И все якобы вообще не в курсе, что происходит».

Самой всезнающей оказалась чиновница управы района Семенова. По ее сведениям, имеется внутреннее распоряжение РОСЖЕЛДОРА, но показать она его не может и содержания не знает – документ в управу не представлен. В разделе «разное» на сайте управы нашлось короткое сообщение, что железнодорожники действительно выпустили служебное распоряжение, но ни слова о том, каким боком оно задевает гаражный кооператив и почему надо силой сгонять людей с места. «Далее Семёнова сообщила мне, что необходимо подать заявление о включении в список на получение денежной компенсации, – рассказал наш источник.-Причём, компенсацию будет выплачивать РЖД после того, как я подпишу с этой организацией соглашение о продаже гаражей. Кто заартачится, предупредила чиновница, тот ничего не получит, и гаражи все равно снесут».

Одно упоминание РЖД должно было вызвать трепет у собственников и горячее желание «добровольно» передать свои гаражи всемогущему интересанту. Бланки заявления на получение компенсации управа подготовила, их оставалось только подписать. Часть граждан с перепугу, что они лишатся не только гаражей, но и выплаты за их утрату, заявления подписали. Другая часть засомневалась в законности процедуры и заподозрила неладное. Активисты попросили депутата Мосгордумы Сергея Митрохина разобраться, кто и зачем мутит воду вокруг их «Энергетика».

Депутат приехал на встречу и популярно разъяснил собравшимся, что все вопросы по отъему или отчуждению собственности в пользу каких-либо лиц или структур решаются только в суде и никак иначе. Здесь же, в «Энергетике», по его словам, вообще вопиющий случай – органы исполнительной власти взяли под козырек не по суду, а по распоряжению Росжелдора. Митрохин пообещал заявить прокурору об угрозе незаконного сноса и на встрече с главой управы Литовским проинформировать, что творится у того под носом.

Гаражники воспряли духом. Единственное, что смущало: в кооперативе 180 гаражей, но народу, готового бороться за свою собственность, пришло мало. Остальные, похоже, в это время , писали посты в домашнем чате ГСК, что «все уже решено», «ни один чиновник не был за горожан, они как саранча за наши деньги все у нас отбирают и усложняют нам жизнь». Не факт, что они были не правы, но и призывы Митрохина защищать свои права особого энтузиазма не вызвали. Вчера, например, когда в ГСК пришли ломать гаражи, налетчиков разгоняли три женщины и председатель во главе с депутатом. Был, правда, дождь. Но еще до плохой погоды 86 владельцев подписались за снос гаражей в обмен на компенсацию от РЖД.

– Я с самого начала говорил: необходимо отозвать свои заявления с просьбой о компенсации, – говорит Митрохин. – Это первоочередное, если люди хотят сохранить свои гаражи в целости и сохранности. Из практики знаю: в первую очередь начинают ломать боксы на всё согласных граждан. После этого легко растоптать и всех остальных. Сам я сделал вот что: на объявлениях о сносе, которые расклеены на гаражных воротах, крупно написал – «Это незаконно» и поставил свою подпись.

Оставалось взять в союзники районную власть, которая до сих пор была в неведении, кто лепит на гаражи незаконную чепуху и почему люди из-за этого волнуются. 10 августа Сергей Митрохин я вместе с членами ГСК «Энергетик» встретился с главой Управы Марьиной рощи Владимиром Литовским.

«Разговор получился конструктивным, – поделился депутат на своей странице в Фейсбуке. – Обсуждали угрозу сноса 180 гаражей – без судебных решений и внятного проекта строительства на их месте. Владимир Владимирович обещал запросить документы, подтверждающие намерение РЖД проложить на этой территории новые ж/д пути. После их получения он обещал провести новую встречу с владельцами, на которой внятно объяснить, почему они должны расстаться со своими гаражами. А до тех пор их гаражи НИКТО НЕ БУДЕТ ТРОГАТЬ!»

Какая неожиданность! Вчера случился налет и его отбили только героическими усилиями вовремя подоспевшего Митрохина.

– Тут два варианта: либо Литовский вероломно нарушил обещание, данное членам ГСК, либо Семенова реально ни во что не ставит главу и плевать ей на его обещания. А заодно и на репутацию власти, – рассуждает депутат. Татьяна Семенова – та самая чиновница, которая, надо полагать, по собственной инициативе уговаривала владельцев передавать свои гаражи РОСЖЕЛДОРУ и подсовывала им бланки заявлений на компенсацию. Крме того она без приглашения явилась на памятную встречу с главой и «постоянно перебивала Владимира Владимировича».

– Предложение погодить со сносом ей явно не нравилось, – вспоминает Митрохин. – Ее поведение было столь вызывающим, что я было принял ее за представителя префектуры. Но нет, она оказалась даже не замглавы управы, а всего лишь завсектором.

Кошмар! Люди, прочитавшие пост Сергея Митрохина, требуют справедливого возмездия для зав.сектором, перехитрившую самого главу управы.

Марина Лукьянец: ” Это сговор с РЖД. Не цацкайтесь с ней. Возбуждайте прямо против неё уголовное дело по линии МВД Полезет штамповать договора с гаражниками. Похожий случай был в Очаково-Матвеевском прошлым летом».

В Очаково, насколько мы помним, клерк, провернувший похожую операцию, пошел на повышение. В Марьиной Роще инициативная чиновница продолжает ударно трудиться.

– Вчера она позвонила председателю ГСК и сообщила, что до конца этой недели все гаражи будут снесены, – сокрушаются члены кооператива, которые еще не поддались на ее уговоры поменять свою собственность на некоторое количество дензнаков от РОСЖЕЛДОРА.

И все, нормальная сделка, без судов и хлопот.

Сергей Митрохин, вписавшийся за униженных и оскорбленных, с такой постановкой вопроса не согласен.

– Первую атаку на ГСК «Энергетик» удалось отбить, – не без гордости сообщает он. – Подрядчик приехал, чтобы выломать двери в тех боксах, чьи хозяева подписали соглашение с РЖД о выплате компенсации. Я сказал, что без документов, подтверждающих право на снос ничего сносить не позволю. После долгого и тяжелого разговора подрядчик обещал прислать мне документы, а на следующей неделе заявится снова, но на этот раз с нарядом полиции. Так что будем готовиться – уже не просто к атаке, а к целому штурму.

Не исключено, что к тому времени армия гаражных защитников изрядно поредеет. Вчера было три тетушки, к концу дня одна почти что выдохлась. Во всяком случае, на вопрос корреспондента – – «Как вы думаете, снесут вас или нет?» – женщина ответила «Снесут, конечно». И только непреклонный вид депутата Митрохина заставил ее добавить : – «Но мы хотим, чтобы это было по закону».

Людмила Бутузова

Как заставить убрать гараж?

Заставить убрать гражданина металлическую конструкцию может только суд.

С исковым заявлением вправе обратиться как сам собственник земельного участка (чьё право нарушено), так и его уполномоченный представитель.

Таким образом, если участок принадлежит собственникам многоквартирного дома, то в суд могут обратиться сами собственники данного дома. Если территория, на которой возведена металлическая конструкция, находится в муниципальной собственности, то инициирует судебный процесс административный орган.


С исковым заявлением вправе обратиться как сам собственник земельного участка (чьё право нарушено), так и его уполномоченный представитель.

Дайте деньги

При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

Но многими гаражами распоряжаются на основании регистрационного паспорта машиномéста. Вот здесь начинается самое интересное. Власти обязаны компенсировать понесенные расходы, а таковыми считается паевой взнос. Размер его не регламентирован, – в МГСА, например, 20 тысяч рублей. После ряда митингов власти подняли цену. Сейчас в Москве за снесенный металлический гараж возвращают 150 тысяч рублей, за кирпичный — 300 тысяч. На сумму компенсации не влияет ни состояние строения, ни наличие погреба или надстроек. Машиноместо в многоэтажном неотап­ливаемом паркинге стоит от 500 тысяч рублей. Причем оно явно хуже — это открытая площадка, по уровню комфорта напоминающая обычную стоянку на улице. Местá в отапливаемых многоэтажных паркингах в полтора-два раза дороже.

Алгоритм сноса гаражей отработан. Человека должны предупредить не менее чем за месяц до проведения работ. Он пишет заявление и прилагает к нему необходимые документы: копии паспорта машиномéста, личного паспорта, членского билета, реквизиты своего счета. После того как компенсация «падает» на счет владельца гаража, власти имеют право начинать операцию «длинных ковшей». Если хозяин не объявляется, а гараж заброшен, его вскрывают при свидетелях, описывают имущество и сносят.

Тем не менее оформлять свидетельство о собственности на гараж необходимо. Ведь именно этот документ дает право именоваться владельцем и на законных основаниях бороться за свои права. Или, в крайнем случае, получить компенсацию за сносимый гараж.

Гаражникам обещают компенсацию за снос 175 тысяч, когда новое машиноместо стоит 2 млн

Члены гаражных кооперативов борются со сносом гаражей, а префектура ВАО отвечает компенсацией и обещаниями о строительстве паркинга, который вместит в три раза меньше автомобилей. Интернет-газета «Москва.ру» узнала, можно ли купить новый гараж на положенную компенсацию и на сколько месяцев аренды машиноместа хватит этих денег.

Префектура ВАО говорит, что «права собственности на данные гаражи не зарегистрированы – основания для их размещения отсутствуют». Однако активисты с этим не согласны.

«Уважаемый Михаил Владимирович и уважаемый Сергей Семенович! Вы прекрасно знаете ситуацию, в которой мы оказались. Вы знаете, что наши гаражные кооперативы не являются самостроем. Вы знаете, что земли под гаражные кооперативы были выделены еще в СССР в полном соответствии с действующими тогда законами», — обращаются активисты к Мишустину и Собянину.

Согласно предыдущей Конституции, действующими признаются все ранее принятые правовые акты, ей не противоречащие. В новой Конституции к этому еще добавлено прямое указание на правопреемство от СССР. А это значит, что гаражники имеют полное право пользоваться своими гаражами.

«Мы многие годы честно платим взносы и плату за пользование землей. Некоторое время назад, как со многими ГСК Москвы, с нашим ГСК для захвата земли перестали продлевать договор земельной аренды, заключенный на бессрочное время», — подчеркнула представительница ГСК 32 «Песчаный».

Также члены гаражных кооперативов обратили внимание на то, что их проблему в 2005-2015 годах обещали решить строительством многоэтажного паркинга, где предоставили бы места гаражникам. По распоряжению правительства Москвы №408 вместо гаражей должны были построить паркинг, но этого не произошло, отмечают члены гаражных кооперативов.

Фото: Скриншот видеообращения к Михаилу Мишустину против сноса гаражей, опубликованного на YouTube-канале депутата Мосгордумы Елены Янчук

Редакция интернет-газеты «Москва.ру» получила свежий ответ от префектуры ВАО на запрос касательно гаражей. В пресс-службе префектуры пояснили, что в соответствии с постановлением правительства Москвы от 26.09.2017 № 708-ПП 45-й квартал на улице 11-я Парковая утвержден в качестве «стартовой» площадки. Также в префектуре отметили, что здесь планируется построить школу на 700 мест, жилой дом для переселения жителей в рамках программы реновации и многоуровневый гараж на 300 машиномест.

Если открыть сайт управы района Северное Измайлово, то там тоже можно найти информацию о 300 машиноместах. Правда, сразу после этого идет приписка, что гаражные комплексы были возведены в 1968 году. И «они рассчитаны на 1080 машиномест». Какой-то неравнозначный обмен получается.

Фото: Скриншот видеообращения к Михаилу Мишустину против сноса гаражей, опубликованного на YouTube-канале депутата Мосгордумы Елены Янчук

Также в префектуре ВАО отметили, что владельцам гаражных боксов полагается компенсация. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 09.03.2011 № 63-ПП сумма компенсации составляет 175 тысяч рублей.

«Средняя стоимость машиномест определяется с учетом спроса на машиноместа и стоимостью в свободной продаже. Средняя стоимость аренды машиноместа составляет 3000 — 5000 руб. в месяц», — уточнили в префектуре.

Говорится о средней стоимости аренды в 3000-5000 тысяч, но если открыть Авито и выбрать район Измайлово, то цены будут немного выше указанной.

Фото: Скриншот объявления на Авито

Опять же, не очень понятно, как все-таки родилась эта сумма в 175 тысяч рублей. Если человек лишается своего гаража, в котором всю жизнь стоял его автомобиль, получает компенсацию и начинает арендовать машиноместо, пусть и за обещанные префектурой 5000 рублей, то этой компенсации ему все равно не хватит даже на три года аренды машиноместа. А потом все, платить из своего кармана?

Фото: Скриншот объявления на Авито

Купить гараж или машиноместо на эти деньги тоже не получится. Потому как, судя по объявлениям, цены обычно гораздо выше, чем 175 тысяч.

Фото: Скриншот объявления на Авито Фото: Скриншот объявления на Авито

И если на 11-й Парковой улице снос гаражей уже стартовал, то на шоссе Энтузиастов, как заверили в префектуре ВАО, вопрос рассматривался при разработке проекта благоустройства. И «в настоящее время решение не принято».

«Мы понимаем, что решение нашего вопроса находится не в руках мелких чиновников. Им, как говорится, дали указание сверху. А нормальное решение гаражного вопроса подвисло в воздухе», — заключили гаражники.

Ранее интернет-газета «Москва.ру» писала, что столичные представители гаражных кооперативов и стоянок обратились к председателю правительства России Михаилу Мишустину. Москвичи просят премьера помочь решить проблему повсеместного сноса гаражей.

Фото: Скриншот объявления на Авито Фото: Скриншот объявления на Авито

Как проверить гараж перед покупкой

Перед совершением покупки следует проверить объект сделки по разным параметрам. Нижеприведенные советы помогут выбрать наиболее практичный вариант и избежать ошибок:

    Необходимо обязательно проверить техническое состояние приобретаемого гаражного помещения. Предварительно следует детально оценить габариты — стандартная гаражная конструкция имеет установленные технической документацией размеры не менее 6,5X3,5, так как в подобном помещении можно без труда разместить легковой автомобиль.

Важно! Если гараж имеет габаритное решение менее установленного параметра, некоторые марки машин могут не поместиться в данную конструкцию, к примеру внедорожники или модели бизнес-класса.

При покупке гаража оформление документов должно происходить в соответствии с установленными законодательством правилами при присутствии нотариуса.


Сделка обязательно регистрируется — составляется договор и подписывается обеими сторонами. Согласно договорным данным, осуществляется передача денежных средств, и только после этого происходит общая регистрация имущества в Росреестре и формируется документ, подтверждающий право собственности.

В МФЦ

Некоторые предпочитают при купле-продаже гаража пользоваться услугами многофункциональных центров. Их особенность заключается в том, что во время оформления сделок предоставляются такие же документы, что и в Росреестр.

Однако между ними есть отличия, которые проявляются при работе с документами. Например, после приема бумаг МФЦ посылает их в специальный орган, занимающийся регистрацией прав на владение имуществом. В среднем процедура длится полторы недели.


Однако между ними есть отличия, которые проявляются при работе с документами. Например, после приема бумаг МФЦ посылает их в специальный орган, занимающийся регистрацией прав на владение имуществом. В среднем процедура длится полторы недели.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию