Как нужно составлять и образец заявления о перерасчете коммунальных платежей

Когда идти в суд

На практике происходят случаи, когда ни один из описанных выше методов воздействия на УК не дает положительных результатов. Тогда у потребителя остается один лишь выход – подача искового заявления в суд о возврате излишне уплаченных денег по ЖКУ (в связи с незаконным отказом в проведении перерасчета).

Общий алгоритм действий при обращении в суд будет иметь следующий вид:

  • направление в адрес нарушителя досудебной претензии;
  • подготовка иска о не начислении перерасчета;
  • сбор дополнительных документов (квитанция о внесении госпошлины, бумаги, подтверждающие право на уменьшение платы по ЖКУ в связи с временным отсутствием и т. д.);
  • подача полного пакета документов в адрес районного суда;
  • получение повестки и активное участие в разбирательстве по делу.

  • название судебного органа, в который направляется заявление;
  • имя истца с адресом проживания, наименование организации — ответчика, не забудьте указать и ее место нахождения;
  • описание вида и характера нарушения, допущенного УК;
  • доказательства;
  • размер сумм, подлежащих возмещению управляющей компанией в пользу истца (например, компенсация морального ущерба, возврат денег за уплаченную госпошлину и т. д.).

Основания для отказа

На практике иногда происходят случаи, когда управляющая компания или иной уполномоченный орган после рассмотрения заявления направляет письменный отказ в осуществлении перерасчета платы за коммунальные услуги. Основания принятия такого решения могут быть самые разные. К наиболее распространенным можно отнести:

  • не соблюден минимальный срок (5 дней), в течение которого потребитель должен отсутствовать в своей квартире для получения перерасчета;
  • вместе с заявлением не представлены документы, подтверждающие правомерность выдвинутого требования;
  • было установлено, что в квартире есть техническая возможность установить приборы для учета потребления того или иного коммунального ресурса;
  • заявитель, а также иные лица, отсутствовавшие определенное время в конкретном жилье, не прописаны там;
  • заявление было подано по истечении 30 дней с момента возвращения потребителя;
  • в письменном обращении были заявлены услуги, не подлежащие перерасчету (например, связанные с общедомовыми нуждами).

Больше о том, как организации производят контроль в сфере коммунальных услуг, а также кому и куда можно пожаловаться на УК, читайте тут.

В связи с отсутствием расчетных ведомостей

Основанием для инициации судебного разбирательства может стать любое правонарушение обслуживающей организации. При несоблюдении взятых обязательств, прописанных в договоре с УК, необходимо сначала подать претензию.

Примечательно, что если управляющая организация считает, что установленный тариф по МКД недостаточен, то она не вправе игнорировать обслуживание дома. В обязанности компании также входит своевременно предоставлять расчетные ведомости для проведения оплаты собственниками. При отсутствии квитанций и начисления незаконной пени, владелец недвижимости вправе инициировать судебную тяжбу.

Примечательно, что если управляющая организация считает, что установленный тариф по МКД недостаточен, то она не вправе игнорировать обслуживание дома. В обязанности компании также входит своевременно предоставлять расчетные ведомости для проведения оплаты собственниками. При отсутствии квитанций и начисления незаконной пени, владелец недвижимости вправе инициировать судебную тяжбу.

Нормы законодательства

Пересчитать сумму платежей за ЖКУ может компания, которая их предоставляет. Эта процедура может как увеличить, так и уменьшить сумму в квитанции. Происходит это не просто так, а на основании возникновения какой-то определенной ситуации, большинство из них регулируются Жилищным кодексом (ст. 155), СанПиН, правилами «О предоставлении ком. услуг собственникам жилья» от 2011 года.

Сократить расходы на услуги ЖКХ могут:

  • Предоставление некачественных услуг;
  • Отсутствие жильца в квартире;
  • Прерывание поставки услуг.

Первый и третий пункт можно объединить и рассмотреть как одну большую группу. Во всех случаях существуют установленные законодательством рамки, в которых могут, допустим, не поставлять воду в дома. В таблице указаны случаи, когда перерасчет сумм становится возможным.

Более четырех часов подряд и/или более 8 часов в месяц.

Давление в системе отопления отклоняется от нормального (0,6МПа-1Мпа).

10-12 – более 8 часов подряд.

8-10 градусов – более четырех часов.

Наконец перейдем к случаю, когда вас нет дома. Если жильцы не появляются в квартире и не пользуются ЖКУ более 5 календарных суток подряд, то они имеют право организовать перерасчет коммунальных услуг. Отметим, что в этом случае перерасчет не распространяется на отопление, ремонтные работы жилищного фонда, его содержание, а также на телефонию, антенны и радиоточки.

Следующий видеосюжет содержит полезную консультацию по вопросу возможности проведения перерасчет по коммунальным платежам:

Самое время поговорить о том, где и как можно сделать перерасчет квартплаты за время отсутствия жильцов, а также в связи с другими случаями.


Давление в системе отопления отклоняется от нормального (0,6МПа-1Мпа).

Заявление на перерасчет коммунальных услуг

Перерасчетом сумм, предъявляемых к оплате за ЖК услуги, занимается компания, ответственная за их предоставление. По результатам, квитанции могут и порадовать потребителей, если, конечно, итоговая сумма будет уменьшена.

Но возможен и вариант с увеличением цены. Процесс этот возникает не безосновательно, а основываясь на определенных обстоятельствах.

Большую их часть регулирует жилищное законодательство: статья 155 Жилищного кодекса, СанПиН, а также правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам жилья» (от 2011 г.).

Обозначаемая в расчетном документе общая сумма может быть изменена в сторону увеличения. Причиной этого являются действия потребителя (гражданина, проживающего в жилье и пользующегося услугами), направленные на реализацию мошеннических действий.

Для примера, потребитель несанкционированно врезается в трубопровод, которым осуществляется подача ресурса, нарушает целостность пломб приборов учета и прочее. Подобные необдуманные и незаконные шаги влекут за собой увеличение оплаты за коммунальные услуги в несколько раз (порой накладывается штраф в десятикратном объеме).

В то же время, к сокращению понесенных расходов потребителя по коммунальным услугам могут привести:

  • услуги, предоставляемые потребителю, при условии несоответствия их нормативному качеству;
  • факты, при которых потребитель временно или постоянно отсутствует в жилье;
  • обстоятельства, повлекшие прерывание оказания услуг.

Далее следует привести список данных, которые необходимо обозначать при составлении заявления (о перерасчете сумм, предъявляемых для оплаты за услуги):

  • реквизиты фирмы/компании, куда будет направляться обращение (здесь обозначаются сведения о руководителе, приводится официальное название фирмы/компании и ее фактический адрес);
  • личные сведения о лице-заявителе (ФИО, фактический адрес, контактный номер телефона, который может быть использован сотрудниками ЖК сферы для связи с заявителем, если в этом возникает необходимость при рассмотрении письменного заявления);
  • излагается суть подаваемого заявления (приводится в лаконичной форме, не должна предполагать двусмысленных слов и фраз, необходимо подкрепление законодательными нормами – приводятся ссылки на НПА под №354, а также подходящие под ситуацию выдержки из обозначенного постановления);
  • указывается непосредственная причина отсутствия потребителя по месту его жительства, а также период, на протяжении которого жилье пустовало;
  • день выезда потребителя из жилья и день его прибытия по месту жительства;
  • в конце документа проставляется текущая дата и личная подпись заявителя.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Далее следует привести список данных, которые необходимо обозначать при составлении заявления (о перерасчете сумм, предъявляемых для оплаты за услуги):

Перерасчет услуг ЖКХ: порядок и образцы заявлений

Перерасчет услуг ЖКХ производится по нескольким основаниям, к примеру, когда услуги оказаны некачественно или гражданин длительное время отсутствовал в квартире. В любом случае требуется составлять заявление.

Перерасчет услуг ЖКХ производится по нескольким основаниям, к примеру, когда услуги оказаны некачественно или гражданин длительное время отсутствовал в квартире. В любом случае требуется составлять заявление.

Образец заявления на перерасчет коммунальных услуг

Взаимоотношения между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками иногда подразумевают необходимость отстаивать свою позицию и доказывать законные права. Из статьи вы узнаете, в каких случаях жильцы имеют право на перерасчет платежей, как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг, в какие сроки оно рассматривается. Также вы найдете образец заявления на перерасчет коммунальных услуг, который поможет вам в составлении документа.

Взаимоотношения между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками иногда подразумевают необходимость отстаивать свою позицию и доказывать законные права. Из статьи вы узнаете, в каких случаях жильцы имеют право на перерасчет платежей, как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг, в какие сроки оно рассматривается. Также вы найдете образец заявления на перерасчет коммунальных услуг, который поможет вам в составлении документа.

Как правильно написать заявление в управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК?

Письменное заявление в управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК жители многоквартирных домов могут направлять по различным вопросам, решение которых, конечно, относится к компетенции данных организаций.

Как правильно составить письменное заявление и направить его, рассмотрим в этой статье.

При требовании перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные ненадлежащего качества в заявлении можно использовать следующую формулировку:

Осуществление перерасчета по отоплению

Право на перерасчет по отоплению установлено Постановлением № 307 от 23 мая 2006 года. Жильцам, которые хотят написать заявление на перерасчет, рекомендуется ознакомиться с этим законодательным актом.

Он содержит порядок осуществления процедуры и список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению. Некоторые управляющие компании пользуются тем, что граждане не знают своих законов, и отказывают им в выполнении перерасчета за отопление.

Именно поэтому нужно знать это Постановление, чтобы при обращении ссылаться на установленный законодательный акт. Таким образом, вы сможете показать управляющей компании, что осведомлены в этой области. Если свою правоту не удастся доказать, то можно обратиться в вышестоящие службы. Для этого можно написать заявление в прокуратуру или суд.

Внимание! Существует определенный перечень случаев, при которых можно написать заявление на перерасчет за отопление:

  • если нарушена исправность одного или нескольких радиаторов, из-за чего потребитель получает отопление не в полном объеме;
  • получение субсидии. Этот случай действует в той ситуации, когда собственник квартиры обратился за получением льготы, но начисление продолжает производиться ему в прежнем размере;
  • оказанные услуги низкого качества.

Все указанные причины для перерасчета должны быть документально подтверждены, и только в этом случае управляющая компания произведет перерасчет в новой квитанции.


Жилнадзор должен выдать предписание, которое имеет обязательную силу. Если же оно не выполняется, то на виновную компанию накладывается штраф.

Образец заявления на перерасчет

Если физическое лицо не согласно с той суммой, которая начислена к уплате в едином платежном документе за какую-то коммунальную услугу, то оно может не вносить денежные средства за нее, а оформить заявление, выражающее основания для снижения размера цены за пользование ей, а также требующее осуществления перерасчета. Данный документ должен быть составлен по форме заявления. В правом верхнем углу прописывается общая информация, затем указывается название документа, после этого излагается вся остальная информация, и в самом низу проставляются реквизиты.

Внимание! То, каким методом будет оформлено заявление, значения не имеет. Физические лица могут напечатать заявление на компьютере, а затем перенести на бумажный носитель, распечатать форму документа и дописать собственноручно недостающие данные, либо же целиком оформить его от руки.


После этого тоже с правой стороны листа прописываются сведения о пользователе. В первую очередь, указывается фамилия, имя, отчество. Затем чуть ниже отображается адрес потребителя, по которому он проживает на постоянной основе. Это делается с той целью, чтобы физическое лицо могло получать письменные уведомления, непосредственно связанные с перерасчетом. Поэтому если заявитель проживает в одном месте, но при этом требует осуществить перерасчет, связанный с другим имущественным объектом, собственником которого он является, то указывать нужно адрес первого объекта.

Заявление о перерасчете коммунальных платежей: образец документа и полезные советы

Сложные отношения складываются у пользователей услуг ЖКХ с их поставщиками. Если повезет, то вам никогда не нужно будет знать нюансы перерасчета коммунальных платежей. Однако нередко людям необходима эта информация, и случается это в любой момент.

И начнем свой рассказ мы с упоминания действующих законов о перерасчете коммунальных платежей.

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Образец заявления на перерасчет коммунальных услуг

Заявление на перерасчет коммунальных услуг в случае с отсутствием в квартире выглядит довольно просто и мало отличается от обычного заявления.

Скачать образец заявление о перерасчете коммунальных платежей можно здесь.

Образец заявления на перерасчет квартплаты

А вот пересчет, например, за отопление выглядит гораздо объемнее, требует большего количества подтверждающих документов. Соответствующий иск-заявление на перерасчет квартплаты за предыдущие месяцы вы можете скачать здесь.

Иск о перерасчете коммунальных платежей за отопление

иск о перерасчете коммунальных платежей — 1

иск о перерасчете коммунальных платежей — 2

иск о перерасчете коммунальных платежей — 3

иск о перерасчете коммунальных платежей — 4

Помните, что за коммунальные услуги может только компания, которая занимается их поставкой в жилое помещение собственника.

иск о перерасчете коммунальных платежей — 2

Ответственность управляющих компаний

Управляющая компания, по вине которой произошло завышение платы за жилье, может подвергаться следующим видам ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает, что путем завышения оплаты УК как юридическое лицо нарушило перед жильцами свое обязательство – обеспечивать корректность начислений.

В рамках привлечения УК к гражданской ответственности пострадавшие от неверных начислений жильцы вправе потребовать от УК возмещения излишне уплаченной суммы и дополнительно 50% от этой суммы, согласно п. 11 ст. 156 Жилищного кодекса.

Административная ответственность наступает при обращении пострадавших лиц в жилищную инспекцию и предполагает наказание в виде:

  • штрафа в размере 40-50 тысяч рублей (ст. 7.22 КоАП);
  • штрафа в размере 5-10 тысяч рублей для сотрудников УК, отказавшихся предоставить жильцам детализацию начислений (ст. 13.19.2 КоАП).

Наказание для причастных сотрудников УК в таком случае назначается в виде штрафа в размере 100-500 тысяч рублей, принудительных работ в течение пяти лет или тюремного заключения сроком до 6-ти лет, в соответствии с п. 3 ст. 159 УК РФ.

Сотрудники жилищной инспекции имеют право привлекать УК к административной и гражданской ответственности без обращения в суд, поэтому направление заявителей в суд является основанием для подачи жалобы в прокуратуру на действия сотрудников инспекции и УК.

С изменениями и дополнениями от:

17 октября 2015 г., 13 июля 2019 г.

1. Настоящий документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее – исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) соответственно за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) (далее – договор ресурсоснабжения), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов (далее – потребители) коммунальной услуги соответствующего вида, и за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ресурсы).

Постановление Правительства РФ о расщеплении платежей за коммунальные услуги

Как в пьесе у Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые», так и в жизни, управляющие организации априори повинны во всех смертных грехах. Иногда складывается впечатление, что органы ГЖИ перенимают опыт «палочной системы» полиции, когда от количества выданных предписаний, отдельных сотрудников ГЖИ ждет поощрение. В данной статье мы поговорим о том, подпадает ли под нарушение лицензионных требований не соблюдение управляющей организацией порядка осуществления расчетов с РСО в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющие организации, которые получают плату за коммунальные услуги от потребителей, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Надлежащее исполнение обязанностей по договору управления предусматривает выполнение управляющей организацией обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416 (далее – Правила № 416).

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением такого стандарта, как осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.

Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее – Порядок № 253).

Согласно пункта 6 Порядка № 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Исходя из п. 7 Порядка № 253, если ежедневный размер платежа, подлежащего перечислению в пользу РСО составляет менее 5 тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней.

Ранее мы публиковали статью, в которой рассматривалась ситуация, при которой суды всех инстанций признали незаконным предписание ГЖИ об обязании управляющей организации оплатить задолженность перед РСО.

Однако, хотелось бы предостеречь управляющие организации от возможных неблагоприятных последствий в виде предписаний ГЖИ об устранении нарушений лицензионных требований, выразившихся в нарушении порядка расчетов с РСО.

На сегодняшний день существует многочисленная судебная практика, согласно которой, нарушение сроков перечисления денежных средств, поступивших от потребителей в адрес РСО, является нарушением лицензионных требований.

Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 г. по делу № А45-36119/2017

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что потребители коммунальных услуг исполняли свои денежные обязательства, однако платежи потребителей за предоставление коммунальных услуг, поступающие управляющей организации, в сроки, установленные Постановлением № 253, и в объеме поступивших от потребителей платежей, управляющей организацией на счет РСО не перечислены, что является нарушением части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 4 Порядка № 253 и пункта 6.1 Договора ресурсоснабжения.

Поскольку Обществом не обеспечено соблюдение вышеперечисленных норм действующего законодательства, условий Договора ресурсоснабжения и доказательств обратного в материалы дела не представлено, у заинтересованного лица имелись правовые основания для выдачи предписания и изложенные в нем требования Инспекции об устранении указанных нарушений являются законными и обоснованными.

Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 г. № 17АП-20259/2017-АК по делу № А71-13283/2017

Основываясь на ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, а также подп. «ж» п. 4 Правил № 416 суд указал, что управляющая организация обеспечивает осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Таким образом, соблюдение порядка осуществления управляющей организацией расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием.

Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 г. № 13АП-2306/2018 по делу № А56-84809/2017

Суд пришел к выводу что Правила № 253 носят обязательный характер, входят в систему жилищного законодательства, регулируют порядок обращения управляющей организацией с денежными средствами жителей многоквартирного дома при расчетах за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, на иные договоры энергоснабжения не распространяются.

Таким образом, предписание является законным, а Управляющая организация в рамках организации расчетов за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы обязана соблюдать требования пункта 6 Правил № 253.

Необходимо добавить, что некоторые управляющие организации ошибочно полагают, что установив в договоре с ресурсоснабжающей организацией иной срок внесения платы за коммунальные ресурсы, отличный от установленного Правилами № 253, могут обезопасить себя от претензий как со стороны РСО, так и надзорного органа.

Так, Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 г. № 17АП-2729/2017-АК по делу № А60-55164/2016 установлено, что, исходя из соглашения, заключенного между управляющей организацией и РСО, оплата электрической энергии должна производиться не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

При этом согласно п. 6 Порядка № 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителя исполнителю.

Вместе с тем, общество как исполнитель коммунальных услуг осуществляет платежи в пользу РСО по истечении половины месяца с даты внесения платы потребителями, что не соответствует требованиям п. 6 Порядка № 253.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в результате денежные средства, поступившие в оплату обязательств перед исполнителем коммунальных услуг, подлежащие перечислению в РСО в исследуемый период до 01 сентября 2016 года, поступают в ресурсоснабжающую организацию в сроки, отличные от установленных п. 6 , п. 7 Порядка № 253.

Следовательно, Общество не обеспечивает соответствие ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации.

В завершение необходимо сказать о том, что управляющие организации должны держать ухо востро и не забывать о том, что соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам сервис «Сайты для УК и ТСЖ». Сайты интегрированы с реформой ЖКХ и ГИСом ЖКХ, а также отвечают всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе тут.

Согласно пункта 6 Порядка № 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Ссылка на основную публикацию