Риск отказа в регистрации по месту жительства

Семь раз отмерь: чем грозит постоянная регистрация собственнику квартиры и чем опасна временная?

Прописка играет в жизни каждого гражданина нашей страны немаловажную роль.

Именно благодаря прописке человек может без проблем устроиться на работу в нужном для себя месте, то есть рядом с домом, может получать своевременную медицинскую помощь и обслуживание в медицинском учреждении, может отвести ребенка в детский садик, а также стоять на учете в службе занятости, получая отчисления, и так далее.

Прописка открывает перед гражданами многие границы, поэтому приезжие, не имея своей жилой площади, стремятся получить ее.

Чем опасна для собственника временная регистрация? Есть ли на самом деле подводные камни?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Прописка играет в жизни каждого гражданина нашей страны немаловажную роль.

Отказ в постоянной регистрации по месту жительства

Под данным прецедентом следует понимать любое действие со стороны регистрирующего органа, которое не приводит к получению прописки по месту постоянного пребывания заинтересованного лица, в прошествии трёхдневного срока после подачи соответствующей документации.

  1. Отказом в принятии документации на стадии принятия заявления о предоставлении постоянной прописки.
  2. После принятия заявления, при выявлении несоответствий в нормативных и иных положениях.

Юридическим последствием аннулирования права прописки становится вытекающая неправоспособность заявителя в использовании жилого помещения.

В таком случае в компетенцию уполномоченного должностного лица входит инструктаж заявителя, по исправлению допущенных нарушений и алгоритма действий для организации надлежащей подготовки документации.

Здесь учитываются конституционные права граждан, предоставляющие таковым возможность свободного передвижения в пределах территории государства, соответственно положениям статьи 27 Конституции РФ, а так же – принятые законы, отражающие порядок и условия проведения обозначенной процедуры:

  • Закон РФ от 25.06.93 г., под № 5242-1;
  • Федеральный закон от 18.07. 06 г., под № 109-ФЗ.

Существенны случаи разногласий, возникающие среди участников долевого владения. Для постоянной регистрации родственника или иного претендента, потребуется разрешение от остальных совладельцев.

Если данные граждане не предоставят согласия на прописку и проживание гражданина – паспортисты не вправе проставить соответствующий штамп.

  • Закон РФ от 25.06.93 г., под № 5242-1;
  • Федеральный закон от 18.07. 06 г., под № 109-ФЗ.

Могут ли отказать в прописке?

Регистрация граждан – это относительно новое правовое понятие, пришедшее на смену определению «прописка». Но, несмотря на то, что юридический термин «прописка» уже упразднен, многие граждане, говоря о регистрации, используют именно это выражение. Хотя по сути, это устаревшее понятие ограничивает право человека на выбор места жительства. Ведь человек был обязан проживать по адресу прописки. Регистрация же по месту жительства служит для учета граждан и удостоверения их прав на пользование жилым помещением.

Вопросы, связанные с регистрацией граждан, регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. №5342-1 “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 15.08.2014) “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации”, а так же отдельными положениями Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ.

Самым главным законом из вышеуказанного перечня является Конституция РФ, ведь именно она является гарантом защиты прав и законных интересов граждан. Конституция РФ гласит, что каждый гражданин России имеет право выбирать место пребывания и жительства. Ограничение прав и свобод граждан может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данное ограничение касается граждан и в отношении регистрации. Ранее, в действующем законодательстве, предусматривались довольно четкие случаи, когда гражданину могли отказать в прописке, но Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713» указал, что перечисленные в данных пунктах основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства не соответствуют Конституции РФ.

Теперь право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в конкретных случаях, а именно: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Это означает, что случаи отказа в регистрации граждан четко предусмотрены законодательством РФ . Но отказать в прописке могут и тогда, когда заявление на регистрацию подано на ту жилплощадь, которая имеет иного собственника или находится в социальном найме у другого лица. В таком случае для регистрации нужно согласие собственника или всех совершеннолетних граждан, зарегистрированных в этой квартире. Учитывая это обстоятельство при ответе на вопрос “могут ли отказать в прописке?”, можно с уверенность сказать “да”, если гражданин не является владельцем квартиры, где он хочет прописаться. Это полностью соответствует как нормам Конституции РФ, защищающем право частной собственности, так и нормам Жилищного кодекса РФ, регламентирующего согласие других жильцов на совместное проживание. Безусловно отказать в прописке не могут только несовершеннолетним детям, которых автоматически прописывают по месту проживания их родителей.

Если же по не ясным причинам, вам отказывают в регистрации , вы можете обжаловать действия органа регистрационного учета, путем подачи искового заявления о признании права на регистрацию по месту жительства. И никогда не забывайте, что Ваше право закреплено не только действующим законодательством РФ, но и подтверждено Постановлением Конституционного суда РФ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы.

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Данное ограничение касается граждан и в отношении регистрации. Ранее, в действующем законодательстве, предусматривались довольно четкие случаи, когда гражданину могли отказать в прописке, но Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713» указал, что перечисленные в данных пунктах основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства не соответствуют Конституции РФ.

Шаг 1. Собираем документы

  • паспорт, свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
  • заявление установленной формы;
  • выписка из ЕГРН о праве собственности на жилье или иной документ, подтверждающий право на вселение (решение суда, договор социального найма, безвозмездного пользования жильем, заявление лица, предоставившего жилое помещение и т.д.);
  • если это жилое помещение муниципального жилфонда, дополнительно представляется письменное согласие наймодателя, а также нанимателя по договору социального найма и совершеннолетних членов его семьи, проживающих в этой квартире.
  • должностные лица местных жилищных департаментов;
  • собственники жилых помещений, самостоятельно управляющие жилым фондом;
  • ответственные сотрудники ЖСК, ЖК, ТСЖ, управляющей организации;
  • должностные сотрудники многофункциональных центров.

Ответственность

Оформление фиктивной регистрации наказывается по статье 322.2 УК РФ. Эта норма права предусматривает:

  • Штраф до полумиллиона рублей.
  • Принудительные работы до 3 лет.
  • Лишение свободы до 3 лет.

Дополнительно к этому наказанию суд вправе наложить запрет на занятие некоторых должностей на конкретный период времени.

Накажут и оформителя липовой регистрации и того, кого регистрируют.

Всё это говорит о значительных рисках при попытке «упростить» регистрационную процедуру.

Всё это говорит о значительных рисках при попытке «упростить» регистрационную процедуру.

Как оспорить отказ УФМС в регистрации по месту жительства, или новшества Российской Фемиды

Многие граждане вынуждены сталкиваться с такой ситуацией, когда у принадлежащей им квартиры несколько собственников-дольщиков (размеры и количество долей, а также причины их возникновения в данном случае принципиального значения не имеют) и рано или поздно у кого-либо из таких собственников возникает потребность зарегистрировать (прописать) в своей квартире постороннего человека (не имеет значения в какой степени родства он находится с этим человеком, за исключением несовершеннолетних разумеется, их зарегистрируют в квартире автоматически, и не важно, собственник его родитель этой квартиры или просто зарегистрирован в ней).

Обычно это выглядит так. У квартиры имеется несколько собственников, некоторые из них проживают в ней, некоторые не проживают, при этом, один из них просит остальных сособственников дать согласие зарегистрировать в квартире своего друга или родственника, назовем его претендентом. Кстати, этот претендент на вселение и регистрацию может приходится родственником всем остальным собственникам, такое также часто встречается, что является последствием приватизации. Но остальные собственники не дают такого согласия – не хотят терпеть присутствие «лишнего» человека в квартире или просто из предрассудков, являющихся последствием правовой безграмотности граждан, несмотря на то, что факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, что и подтвердил 02 февраля 1998 года Конституционный суд РФ в своем знаменитом Постановлении №4-П. А при отсутствии такого согласия, УФМС отказывает в регистрации этому претенденту.

Закон по поводу вселения говорит вот что.

Согласно ч.1 ст.288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Согласно ч.1 ст.247 ГК РФ, и ч.1 ст. 246 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Таким образом, для осуществления правомочия владения и пользования имуществом, то бишь для вселения претендента в общую квартиру, находящимся в долевой собственности необходимо согласие других сособственников.

Позиция УФМС по данному вопросу полностью исходит из перечисленных выше норм. Аналогичного мнения придерживаются и суды, включая Верховный суд РФ. Так, Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос № 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года, дал следующие разъяснения:

«Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 288 ГК, ст. 30 ЖК). Для осуществления правомочия владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности необходимо согласие других сособственников (ст. 247 ГК). Данной нормой следует руководствоваться и при решении вопросов, связанных с владением и пользованием жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности. Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех сособственников этого жилого помещения».

Как видим, полное единение мнений. Ссылаясь на указанную позицию, органы УФМС отказывают гражданам в регистрации при отсутствии согласия других собственников долей. Суды в таких спорах в большинстве своем поддерживают УФМС.

Однако практически недавно, 26 апреля 2012 года, Краснооктябрьским районным судом г.Волгограда, было вынесено довольно интересное решение, полностью опровергающее указанную выше позицию. Согласно данному решению, оставленному в силе Областным судом Волгоградской области (УФМС обжаловало решение), действия отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Волгоградской области в Краснооктябрьском районе г. Волгограда по отказу в государственной регистрации по месту проживания, признаны незаконными. Суд обязал отдел УФМС устранить указанное нарушение. Данное решение довольно интересно тем, что очень хорошо и грамотно обосновано, содержит ряд замечательных формулировок, и весьма вероятно, что выводы, содержащиеся в нем, станут прецедентом (несмотря на любимую судейскую поговорку, что «право в России не прецедентное», судьи внимательно отслеживают подобные события).

Выводы Волгоградского суда заключаются в следующем.

«Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства сама по себе является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, имеющим исключительно уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы государственной власти уполномочены на регистрацию лишь результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина в выборе места жительства. Под регистрацией можно понимать специальный учет, осуществляемый в определенном законом порядке уполномоченными на то государственными органами либо должностными лицами с целью установления факта выбора гражданином Российской Федерации нормативно определенных мест пребывания либо проживания в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих субъективных прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Предоставление для регистрации документов подтверждает добросовестное использование гражданином своего права свободного передвижения. При этом такое представление порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов, не предусмотренных Правилами, приводит к нарушению прав граждан.

Поскольку «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» не содержат ограничения при выборе места жительства или пребывания члена семьи сособственника, непредставление документов, подтверждающих согласие сособственника, не может являться основанием для отказа в регистрации по месту жительства. Данный вопрос подлежит разрешению в соответствии с Гражданским кодексом РФ, его статьей 288 (собственность на жилое помещение), согласно которой собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Отказ в регистрации порождают массу социальных проблем. Заявитель не может трудоустроиться, получить полноценную квалифицированную медицинскую помощь, социальные пособия и т.д.

Несмотря на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П о том, что регистрация граждан по месту жительства является лишь формой учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер, отражающий факт нахождения гражданина по месту временного или постоянного проживания, факт ее наличия или отсутствия обусловливает возможность полноценной реализации человеком неотъемлемых социальных прав. Таковыми являются право на труд, право на получение квалифицированной медицинской помощи, право на получение социальных выплат, в том числе пенсий. При таких обстоятельствах, суд полагает права заявителя нарушенными».

Интересно, что Волгоградский суд сослался кроме прочего, на особое социальное значение регистрации: «Заявитель не может трудоустроиться, получить полноценную квалифицированную медицинскую помощь, социальные пособия и т.д.». Сам по себе вывод о социальных проблемах, является редкостью в судебных решениях, несмотря на то, что является абсолютно верным по своей сути (суды при вынесении решений исходят из иных соображений). Областной суд полностью подтвердил выводы районного суда. Учитывая, что указанные судебные акты приняты несколько позднее «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», можно предположить, что мнение судов по данному вопросу изменилось, что позволит упростить порядок регистрации граждан.

При этом, хочется отметить, что правоприменительная судебная практика зачастую сильно различается в различных регионах страны (есть такой парадокс), и совсем не обязательно что Новосибирский областной суд и районные суды последуют выводам Волгоградского судьи. Но в любом случае практика это покажет.

Закон по поводу вселения говорит вот что.

Обязательства, возникающие у собственника при предоставлении своей квартиры

Предоставляя свою собственность для проживания гражданам, собственник, обязан обеспечить наличие у них регистрации по месту пребывания. Ч ем временная прописка отличается от постоянной, вы можете узнать в нашей статье — https://propiskainfo.ru/2209-otlichitelnye-cherty-postoyannoi-vremennoi-registratsii

Последствия отсутствия оформления временной регистрации для собственника будут следующими:

  • при отсутствии регистрации у проживающих в квартире, выявленной возможной проверкой, собственник будет наказан административными штрафами от ста до пятисот тысяч рублей, а также принудительными работами, либо лишением свободы до трех лет с ограничением права занимать определенные должности;
  • при отказе собственника оформить временную регистрацию для гражданина, проживающего в его квартире на основании договора найма, указанный гражданин вправе обратиться в суд за получением решения, обязывающего собственника оформить его регистрацию;
  • ответственность для собственника не наступает в случае, если проживающие без регистрации граждане являются его близкими родственниками или имеют адрес по постоянному месту жительства в том же населенном пункте.

Если собственник жилья, заключая договор найма, отказывает нанимателю во временной регистрации, то значит, наниматель может на основании договора пойти в ФМС и самостоятельно получить временную регистрацию. (заявления на временную прописку)

Временная регистрация и коммунальные платежи — отдельная тема, важная не только для собственника, но и для других зарегистрированных в квартире граждан.

Категории дел

Мы ответим на любые Ваши вопросы

Какие риски и опасности такой регистрации

У собственника, временно оформившего в своей квартире граждан, могут возникнуть неприятные последствия. В частности, даже после окончания ее срока сложно выселить из недвижимости граждан льготных категорий.

У собственника, сдавшего квартиру семье с детьми, возникают проблемы при реализации квартиры. Он не вправе провести процедуру без согласия органов опеки и попечительства, если в недвижимости прописаны несовершеннолетние.

Как проверить на подлинность?

Как доказать прописку? Лучший способ в этом случае — не искать «обходных путей».

Прежде всего — не обращаться в сомнительного рода конторы.

Оформить вас может собственник, работодатель или администрация гостиницы, где вы остановились на постой. И то — при вашем непосредственном участии. На руки вам должны выдать свидетельство о временной регистрации.

Проще всего проверить — узнать у представителя фирмы, которая вам оказывала услуги, в какое подразделение миграционной службы они обращались.

После чего заявиться туда с визитом — по телефону вам на ваш запрос скорее всего отвечать откажутся, так как это есть разглашение персональных данных. А вот если придете туда по предварительной записи и покажете паспорт, чиновники вам ответят.

А если дело касается обеих столиц и их округов — пять-семь тысяч.

Как прописаться через МФЦ

Постоянную прописку можно осуществить, оформив заявку через сайт Госуслуги. Процедура проста, и займет 10 минут для зарегистрированных пользователей:

  1. Заходим на портал Госуслуги (жмите ссылку она приведет вас на нужную страницу);
  2. Выбирайте вариант обращения;
  3. Выбираем электронный способ (быстрее, удобнее, без очередей);
  4. Кто не зарегистрирован, нужно подтвердить Личный кабинет, предоставив: паспорт и указать СНИЛС в одном из центров обслуживания, заказать подтверждающий код через Почту и дождаться письма;
  5. Заполнить заявление на сайте и его отправить;
  6. После получения сообщения в личном кабинета с результатом, в назначенное время посетить ГУВМ МВД.

Видео: Новые правила регистрации по новому месту жительства через МФЦ

По свидетельству можно также поставить на учёт купленный автомобиль. Постановка на учёт авто также будет временной, на срок действия документа.

ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Е. ЛАТЫНОВА
Е. Латынова, адвокат МКА “Адвокатская палата”.
С началом правления Сталина законодательно был установлен разрешительный режим выбора места жительства и пребывания в форме прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью за их несоблюдение. И только новая российская Конституция 1993 г. реально предоставила гражданам свободу в выборе места жительства и пребывания.
После принятия Основного Закона страны издавалось, изменялось и дополнялось большое количество нормативных актов различных уровней, регламентирующих порядок реализации этих конституционных прав. Многие из этих актов, как оказалось впоследствии, не соответствовали новой Конституции.
О пресловутой прописке, ныне – регистрации, уже столько писали, что, казалось бы, о ней и говорить не стоит. Кажется, уже не только работники паспортных столов, но и любая старушка из глухой деревушки сможет рассказать о порядке реализации своих прав на передвижение и жительство.
Но, просмотрев гражданские дела московских районных судов за последние два года, я поняла, что тема регистрации по месту жительства не потеряла своей актуальности. Работники органов регистрационного учета как отказывали по различным причинам регистрировать граждан, так и продолжают отказывать. Оснований для отказа немало. К примеру, Законом города Москвы от 14 сентября 1994 г. предусматривалась уплата регистрационного сбора. Граждане стран СНГ, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывавшие на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, должны были платить за разрешение пользоваться своей собственностью. Причем ставка сбора была установлена немаленькая – 5000 минимальных месячных оплат труда, а для граждан Российской Федерации – 10 процентов от этой ставки. В Краснодарском крае действовал закон, по которому обязательным условием прописки являлось наличие у лица, к которому прописывается заявитель, постоянной прописки в крае более 10 лет. Такие требования региональных нормативно-правовых актов были, как известно, признаны неконституционными. Какие же основания для отказов в регистрации граждан по месту жительства органами регистрационного учета существуют сейчас?
Согласно части первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
В соответствии с этой статьей Закона для регистрации достаточно представления указанных в ней документов, которые подтверждают добросовестное использование гражданином своего права. Предоставление соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Требование о предоставлении дополнительных документов не соответствует названному Федеральному закону.
Рассмотрим на примерах, как осуществляется регистрация по месту жительства собственников жилья.
Начальник паспортного стола ОВД отказал заявительнице в регистрации на жилой площади, перешедшей в ее собственность по наследству. Как указано в ответе из ОВД, “если собственниками являются несколько граждан, а регистрируется один из них, то необходимо предъявить письменное согласие остальных собственников”. Отказ в регистрации был обжалован заявительницей в суде, так как получение согласия остальных собственников квартиры было для нее крайне затруднительно и тем самым она не могла вступить в права собственности, гарантированные законом. Суд установил следующее.
Согласно подпункту “б” пункта 2 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных совместным Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43, подлежат регистрации по месту жительства граждане на основании свидетельства о праве собственности на жилище по наследству. Как видно из представленных материалов, заявительница является собственницей спорного жилого помещения на основании свидетельства о праве собственности по наследству (архив Чертановского межмуниципального суда N 938/99). Основываясь на требованиях подпункта “б” п. 2 названных Правил, суд удовлетворил жалобу заявительницы. Однако и отказ начальника паспортного стола ОВД на момент вынесения был юридически обоснован. В пункте 2.11 упомянутого Постановления правительства Москвы и правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области”, действовавшего до 30 марта 1999 г., указывалось, что регистрация по месту жительства в доме (части дома), жилых помещениях на праве собственности осуществляется при наличии согласия всех ее участников. Руководствуясь этим Постановлением, органы регистрационного учета требовали предоставления письменного подтверждения согласия сособственников. Это не соответствовало не только Конституции РФ (в п. 2 ст. 35 которой указывается, что каждый вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом), не только Закону “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, но и Гражданскому кодексу РФ. Им установлено, что сособственники имущества имеют равные права по отношению к принадлежащему им имуществу вне зависимости от размера доли в собственности. Поэтому участник совместной собственности, отказывая в пользовании имуществом другому сособственнику, нарушал его конституционное право собственности, а Правительство Москвы и области поощряло такие нарушения.
30 марта 1999 г. правительства Москвы и Московской области в целях приведения своих актов в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П и с действующими нормами Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов РФ, регламентирующими права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, постановили утвердить в новой редакции Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области. Новые правила, утвержденные Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, уже не предусматривают согласия остальных участников совместного имущества на вселение сособственника.
Но, несмотря на то, что Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области вступили в законную силу еще 30 марта 1999 г., органы регистрационного учета и в 2000 году продолжали отказывать сособственникам жилых помещений в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия согласия остальных участников совместной собственности.
М. обратился в суд с жалобой на решение комиссии по вопросам регистрации по месту пребывания и по месту жительства г. Москвы, отказавшей в оформлении регистрации в квартире, принадлежащей ему на праве собственности. Комиссия указала, что сособственник квартиры – К. – возражает против регистрации заявителя. Суд удовлетворил жалобу М.
В соответствии с п. 3.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, при вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется один из следующих правоустанавливающих документов: договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство, договор ренты, договор пожизненного содержания с иждивением.
Заявитель подлежит регистрации, так как ее основания документально подтверждены.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ” от 25 июня 1993 г. собственник жилого помещения в г. Москве, избравший его местом своего жительства, должен зарегистрироваться в органе регистрационного учета, а этот орган обязан зарегистрировать его не позднее трех дней со дня предъявления документов.
Необходимые документы заявителем были представлены. Не имея регистрации, заявитель ограничен в реализации социальных прав по фактическому месту жительства (решение Тверского межмуниципального суда N 163/2000).
На первый взгляд, вновь введенные московские Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета наконец стали соответствовать Конституции, так как многие собственники жилых помещений смогли реализовать свое право пользоваться собственностью, но, увы, московское правительство, как всегда, установило новые требования, которые не могут быть признаны соответствующими конституционным нормам. Так, согласно п. 3.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области при вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется один из названных выше правоустанавливающих документов. И далее в скобках указывается оговорка: “при условии, если собственник занимает изолированное жилое помещение в данной квартире”. Не знаю, каким образом органы регистрационного учета применяют на практике данное условие, решения судов по этому вопросу мне не встречались. Такое неточное определение позволит паспортным столам по-разному толковать норму. Если указанное требование относится к собственникам имущества, то отказ собственнику в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия в квартире (доме), принадлежащей ему на праве собственности, изолированного жилого помещения не может соответствовать Конституции РФ и нормам гражданского законодательства, не запрещающего собственникам на равных правах пользоваться и распоряжаться неделимым имуществом (например, однокомнатной квартирой).
Если же это ограничение относится к гражданам, вселяющимся к собственнику на жилую площадь, принадлежащую нескольким участникам общей собственности, то к чему изобретать велосипед? Жилищным и Гражданским кодексами предусмотрено требование о предоставлении согласия сособственников или проживающих совместно с нанимателем лиц на вселение гражданина, а отказ в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия у собственника изолированного жилого помещения не соответствует федеральному законодательству.
Перейдем к рассмотрению другого спорного момента – регистрации по месту жительства родственников.
В феврале 1999 г. паспортный стол ГУВД отказал Ш. в регистрации по месту жительства в квартире ее родственницы Л. Ш. обратилась с жалобой в суд на действия паспортного стола, пояснив, что Л. является ее тетей – единственной собственницей квартиры. Письменное согласие Л. было представлено в паспортный стол со всеми копиями свидетельств, подтверждающими родственные отношения и права собственности на квартиру.
Суд отказал в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом “б” п. 2 Постановления правительства Москвы и правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области” от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 регистрация граждан на жилую площадь, принадлежащую на праве собственности, производится при представлении договора купли-продажи, договора дарения, свидетельства о праве собственности на жилище по наследству и заявления о регистрации по месту жительства близких родственников.
В соответствии с указанными Правилами к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг.
Правилами не предусмотрена регистрация по месту жительства племянниц к теткам, как в данном случае. На основании таких данных суд пришел к выводу, что обжалуемые действия совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий паспортного стола, права либо свободы заявителя не были нарушены, поэтому суд вынес решение об отказе в удовлетворении жалобы (архив Чертановского межмуниципального суда N 1887/99).
Приведенное решение суда основано на подпункте “б” п. 2 Постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. Как было сказано, это Постановление отменено. Ныне действующие Правила, утвержденные Постановлением правительств Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, не содержат списка близких родственников, но продолжают ограничивать круг лиц, регистрируемых по месту жительства по родственному признаку. Так, пункт 2 Правил, регулирующий вселение по месту жительства на государственную, муниципальную жилую площадь, требует представления письменного согласия нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи о вселении родственников. Иные лица, не являющиеся родственниками, этим пунктом не подразумеваются.
При вселении граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется письменное согласие: собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников; собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении только близких родственников (п. 3 Правил). Итак, правительства Москвы и Московской области разрешают и нанимателям, и собственникам проживать только с родственниками. Соответствуют ли такие требования Конституции и федеральному законодательству?
Статья 17 Конституции РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина, но требует осуществлять эти права и свободы, не нарушая права и свободы других лиц.
В статье 54 Жилищного кодекса говорится, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. В статье 127 Жилищного кодекса указывается, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, вправе вселять в дом, квартиру других граждан.
Основываясь на приведенных нормах Конституции и Жилищного кодекса, можно утверждать: правительства Москвы и Московской области по-прежнему

Е. ЛАТЫНОВА
Е. Латынова, адвокат МКА “Адвокатская палата”.
С началом правления Сталина законодательно был установлен разрешительный режим выбора места жительства и пребывания в форме прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью за их несоблюдение. И только новая российская Конституция 1993 г. реально предоставила гражданам свободу в выборе места жительства и пребывания.
После принятия Основного Закона страны издавалось, изменялось и дополнялось большое количество нормативных актов различных уровней, регламентирующих порядок реализации этих конституционных прав. Многие из этих актов, как оказалось впоследствии, не соответствовали новой Конституции.
О пресловутой прописке, ныне – регистрации, уже столько писали, что, казалось бы, о ней и говорить не стоит. Кажется, уже не только работники паспортных столов, но и любая старушка из глухой деревушки сможет рассказать о порядке реализации своих прав на передвижение и жительство.
Но, просмотрев гражданские дела московских районных судов за последние два года, я поняла, что тема регистрации по месту жительства не потеряла своей актуальности. Работники органов регистрационного учета как отказывали по различным причинам регистрировать граждан, так и продолжают отказывать. Оснований для отказа немало. К примеру, Законом города Москвы от 14 сентября 1994 г. предусматривалась уплата регистрационного сбора. Граждане стран СНГ, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывавшие на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, должны были платить за разрешение пользоваться своей собственностью. Причем ставка сбора была установлена немаленькая – 5000 минимальных месячных оплат труда, а для граждан Российской Федерации – 10 процентов от этой ставки. В Краснодарском крае действовал закон, по которому обязательным условием прописки являлось наличие у лица, к которому прописывается заявитель, постоянной прописки в крае более 10 лет. Такие требования региональных нормативно-правовых актов были, как известно, признаны неконституционными. Какие же основания для отказов в регистрации граждан по месту жительства органами регистрационного учета существуют сейчас?
Согласно части первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
В соответствии с этой статьей Закона для регистрации достаточно представления указанных в ней документов, которые подтверждают добросовестное использование гражданином своего права. Предоставление соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Требование о предоставлении дополнительных документов не соответствует названному Федеральному закону.
Рассмотрим на примерах, как осуществляется регистрация по месту жительства собственников жилья.
Начальник паспортного стола ОВД отказал заявительнице в регистрации на жилой площади, перешедшей в ее собственность по наследству. Как указано в ответе из ОВД, “если собственниками являются несколько граждан, а регистрируется один из них, то необходимо предъявить письменное согласие остальных собственников”. Отказ в регистрации был обжалован заявительницей в суде, так как получение согласия остальных собственников квартиры было для нее крайне затруднительно и тем самым она не могла вступить в права собственности, гарантированные законом. Суд установил следующее.
Согласно подпункту “б” пункта 2 Правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных совместным Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43, подлежат регистрации по месту жительства граждане на основании свидетельства о праве собственности на жилище по наследству. Как видно из представленных материалов, заявительница является собственницей спорного жилого помещения на основании свидетельства о праве собственности по наследству (архив Чертановского межмуниципального суда N 938/99). Основываясь на требованиях подпункта “б” п. 2 названных Правил, суд удовлетворил жалобу заявительницы. Однако и отказ начальника паспортного стола ОВД на момент вынесения был юридически обоснован. В пункте 2.11 упомянутого Постановления правительства Москвы и правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области”, действовавшего до 30 марта 1999 г., указывалось, что регистрация по месту жительства в доме (части дома), жилых помещениях на праве собственности осуществляется при наличии согласия всех ее участников. Руководствуясь этим Постановлением, органы регистрационного учета требовали предоставления письменного подтверждения согласия сособственников. Это не соответствовало не только Конституции РФ (в п. 2 ст. 35 которой указывается, что каждый вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом), не только Закону “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, но и Гражданскому кодексу РФ. Им установлено, что сособственники имущества имеют равные права по отношению к принадлежащему им имуществу вне зависимости от размера доли в собственности. Поэтому участник совместной собственности, отказывая в пользовании имуществом другому сособственнику, нарушал его конституционное право собственности, а Правительство Москвы и области поощряло такие нарушения.
30 марта 1999 г. правительства Москвы и Московской области в целях приведения своих актов в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П и с действующими нормами Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов РФ, регламентирующими права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, постановили утвердить в новой редакции Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области. Новые правила, утвержденные Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, уже не предусматривают согласия остальных участников совместного имущества на вселение сособственника.
Но, несмотря на то, что Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области вступили в законную силу еще 30 марта 1999 г., органы регистрационного учета и в 2000 году продолжали отказывать сособственникам жилых помещений в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия согласия остальных участников совместной собственности.
М. обратился в суд с жалобой на решение комиссии по вопросам регистрации по месту пребывания и по месту жительства г. Москвы, отказавшей в оформлении регистрации в квартире, принадлежащей ему на праве собственности. Комиссия указала, что сособственник квартиры – К. – возражает против регистрации заявителя. Суд удовлетворил жалобу М.
В соответствии с п. 3.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, при вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется один из следующих правоустанавливающих документов: договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство, договор ренты, договор пожизненного содержания с иждивением.
Заявитель подлежит регистрации, так как ее основания документально подтверждены.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ” от 25 июня 1993 г. собственник жилого помещения в г. Москве, избравший его местом своего жительства, должен зарегистрироваться в органе регистрационного учета, а этот орган обязан зарегистрировать его не позднее трех дней со дня предъявления документов.
Необходимые документы заявителем были представлены. Не имея регистрации, заявитель ограничен в реализации социальных прав по фактическому месту жительства (решение Тверского межмуниципального суда N 163/2000).
На первый взгляд, вновь введенные московские Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета наконец стали соответствовать Конституции, так как многие собственники жилых помещений смогли реализовать свое право пользоваться собственностью, но, увы, московское правительство, как всегда, установило новые требования, которые не могут быть признаны соответствующими конституционным нормам. Так, согласно п. 3.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области при вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется один из названных выше правоустанавливающих документов. И далее в скобках указывается оговорка: “при условии, если собственник занимает изолированное жилое помещение в данной квартире”. Не знаю, каким образом органы регистрационного учета применяют на практике данное условие, решения судов по этому вопросу мне не встречались. Такое неточное определение позволит паспортным столам по-разному толковать норму. Если указанное требование относится к собственникам имущества, то отказ собственнику в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия в квартире (доме), принадлежащей ему на праве собственности, изолированного жилого помещения не может соответствовать Конституции РФ и нормам гражданского законодательства, не запрещающего собственникам на равных правах пользоваться и распоряжаться неделимым имуществом (например, однокомнатной квартирой).
Если же это ограничение относится к гражданам, вселяющимся к собственнику на жилую площадь, принадлежащую нескольким участникам общей собственности, то к чему изобретать велосипед? Жилищным и Гражданским кодексами предусмотрено требование о предоставлении согласия сособственников или проживающих совместно с нанимателем лиц на вселение гражданина, а отказ в регистрации по месту жительства ввиду отсутствия у собственника изолированного жилого помещения не соответствует федеральному законодательству.
Перейдем к рассмотрению другого спорного момента – регистрации по месту жительства родственников.
В феврале 1999 г. паспортный стол ГУВД отказал Ш. в регистрации по месту жительства в квартире ее родственницы Л. Ш. обратилась с жалобой в суд на действия паспортного стола, пояснив, что Л. является ее тетей – единственной собственницей квартиры. Письменное согласие Л. было представлено в паспортный стол со всеми копиями свидетельств, подтверждающими родственные отношения и права собственности на квартиру.
Суд отказал в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом “б” п. 2 Постановления правительства Москвы и правительства Московской области “О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области” от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 регистрация граждан на жилую площадь, принадлежащую на праве собственности, производится при представлении договора купли-продажи, договора дарения, свидетельства о праве собственности на жилище по наследству и заявления о регистрации по месту жительства близких родственников.
В соответствии с указанными Правилами к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг.
Правилами не предусмотрена регистрация по месту жительства племянниц к теткам, как в данном случае. На основании таких данных суд пришел к выводу, что обжалуемые действия совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий паспортного стола, права либо свободы заявителя не были нарушены, поэтому суд вынес решение об отказе в удовлетворении жалобы (архив Чертановского межмуниципального суда N 1887/99).
Приведенное решение суда основано на подпункте “б” п. 2 Постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. Как было сказано, это Постановление отменено. Ныне действующие Правила, утвержденные Постановлением правительств Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, не содержат списка близких родственников, но продолжают ограничивать круг лиц, регистрируемых по месту жительства по родственному признаку. Так, пункт 2 Правил, регулирующий вселение по месту жительства на государственную, муниципальную жилую площадь, требует представления письменного согласия нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи о вселении родственников. Иные лица, не являющиеся родственниками, этим пунктом не подразумеваются.
При вселении граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляется письменное согласие: собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников; собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении только близких родственников (п. 3 Правил). Итак, правительства Москвы и Московской области разрешают и нанимателям, и собственникам проживать только с родственниками. Соответствуют ли такие требования Конституции и федеральному законодательству?
Статья 17 Конституции РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина, но требует осуществлять эти права и свободы, не нарушая права и свободы других лиц.
В статье 54 Жилищного кодекса говорится, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. В статье 127 Жилищного кодекса указывается, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, вправе вселять в дом, квартиру других граждан.
Основываясь на приведенных нормах Конституции и Жилищного кодекса, можно утверждать: правительства Москвы и Московской области по-прежнему

Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».

Содержание

Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.

Как собственнику прописать человека в свою квартиру — через Госуслуги, паспортный стол или МФЦ

Здравствуйте. Инструкция на этой странице подходит для собственников жилья, которые хотят прописать к себе в квартиру другого человека на постоянной основе. При этом не имеет значение степень родства между ними (жена/муж, сын/дочь, внук, родитель, сестра/брат, родственник или не родственник) и количество собственников. Инструкция подойдет всем. Официальное название процедуры — регистрация по месту жительства (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1).

Небольшое отступление — если нужна бесплатная юридическая консультация, напишите онлайн юристу справа, закажите звонок по кнопке слева или позвоните (круглосуточно и без выходных): 8 (499) 938-45-78 (Москва и обл.); 8 (812) 425-62-89 (Санкт-Петербург и обл.); 8 (800) 350-24-83 (все регионы РФ).

Оформление через Госуслуги

Если у пользователя ПК есть личный кабинет на портале Госуслуг, он может подать документы в по Интернету. Для этого надо зайти в личный кабинет и найти опцию «Временная регистрация» или просто воспользоваться этой ссылкой. Отсюда отправляются копии всех необходимых документов. Через 3 дня ожидания заявитель получает уведомление о необходимости явиться за получением свидетельства о прописке в назначенный час. С собой надо иметь подлинники всех документов. В свидетельстве о регистрации, которое получает гражданин, указаны его паспортные данные, место прописки и срок её действия.

Ниже представлен скриншот.

Вот описание услуги на сайте МФЦ:

Ссылка на основную публикацию