Один земельный участок — два кадастровых номера. Чем опасна эта путаница, и как её исправить?
Все земельные участки в РФ при регистрации получают уникальный код, который называется кадастровым номером. Он необходим для подтверждения прав на недвижимое имущество и проведения любых юридических действий с землей: купли-продажи, аренды, дарения и т. д.
Однако встречаются ситуации, когда при присвоении кода земельному наделу в Росреестре допускаются неточности. Одним из видов ошибочного учета недвижимости является задвоение кадастрового номера.
- Что такое задвоение кода ЗУ?
- Причины двойного учёта
- Что делать при обнаружении дубля?
Единый реестровый учет позволяет идентифицировать недвижимость и отражает его физико-географические характеристики. Задвоением уникального номера называют случаи присвоения одному земельному участку двух или более идентификационных кодов. При этом могут совпадать все параметры надела:
Два кадастровых номера на один земельный участок
Дата публикации материала: 17 октября, 2016 / Последнее обновление: 17 октября, 2016
Почему на публичной кадастровой карте на моём участке площадью 16 соток указаны два различных кадастровых номера:
- 90:11:150301:638
- 90:11:150301:841
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Здравствуйте, в декабре 1999г. я приобрела по договору-купли продажи земельный участок. В январе 2000г зарегистрировала. Спокойно пользовалась, но не межевала его. Построек нет. В августе 2017 г, приехав на участок, узнаю, что была изменена нумерация домов и теперь мой земельный участок не под номером 35, а под номером 47. И на мой участок объявились новые хозяева.
Обратившись в администрацию мне сообщили, что поскольку нумерация была изменена и я не сделала документы на новый почтовый адрес , то другой женщине мой участок с номером 47 отдали по договору безвозмездного пользования. Она уже успела этот земельный участок отмежевать и присвоить ему кадастровый номер.
На данный момент через Архитектуру я изменила номер с 35 на 47. На руках выписка из ЕГРН.
Сейчас получается на одном почтовом адресе два кадастровых номера: мой и этой женщины. Отмежевать я свой не могу, так как в межевании мне отказано пока я не уберу другой кадастровый номер.
Что делать?
Здравствуйте. Вам необходимо обратиться с заявлением в госкомрегистр об исключении одного из двух кадастровых номеров. В пакет документов обычно включают: паспорт заявителя, выписка из ЕГРН, кадастровый паспорт, решение администрации о смене адреса, (технический план здания на участке если есть). На месте вам предложат заполнить бланк на внесение изменений. Данные изменения для заявителя бесплатны. На внесение изменений дается 18 дней , но с учетом доставки срок может быть увеличен до 25 дней.
Здравствуйте, Екатерина. У вас совсем не понятная ситуация. Если ваш земельный участок приобретен в собственность по договору купли-продажи, то никто не может у вас его отнять путем изменения порядкового номера. Подавайте в суд на администрацию вашего населенного пункта.
Добрый. С данной проблемой сразу обращайтесь в кадастровое ведомство. Не должно быть 2 номера на один участок. Или же у вас было 2 участка, потом соединили границы, или же ошибка. Вообщем, сразу в кадастровую там и выясните.
Для начала вам необходимо посетить Кадастровую палату, чтобы понять, почему два номера на одном участке. Нужно знать, что было до оформления его в вашу собственность — может, это было два самостоятельных участка и по объединению из-за неточности осталось два номера. У вас несколько вариантов решения проблемы. Либо можете провести межевание и разделить его на два, либо через суд убирать эту неточность.
Обратитесь с заявлением в кадастровую палату с заявлением о разъяснении данной ситуации. Возможно потребуется проводить повторное межевание и устранение этой ошибки, через суд можно добиться проведения межевания за счет кадастровой палаты. С такой проблемой могут возникнуть трудности при продаже или наследовании данного участка.
Здравствуйте, Роман!
У моей мамы уже несколько лет назад возникла проблема: ей приходит налог на несуществующий участок. Ей пришлось уплатить налог, так как в инстанциях, куда она обращалась (налоговая служба, БТИ, Регпалата, МФЦ) сообщали, что участок зарегистрирован на имя мамы и подлежит налогообложению. Выяснять тогда было некогда ( мама срочно вылетала в другую страну) и налоги уплатила. Сейчас занялись этим вопросом. Взяли кадастровую выписку из гос.реестра и выяснили, что участок имеет два кадастровых номера — ошибка работника,который уже не работает. Посоветовали обратиться в суд с исковым заявлением.
Подскажите, пожалуйста, как правильно подать иск, если человек уже там не работает? И действительно ли возможно требовать межевания за счет кадастровой службы?
Спасибо.
Вообще-то чисто технически Кадастровая Палата не могла выдать на один земельный участок два кадастровых номера. Единственное, что может быть, так это то, что у них этот участок зарегистрирован как два самостоятельных участка http://lawyer-consult.ru/nedvizhimost/gos-kadastr/nomer/poluchenie-i-izmenenie.html . Не исключено, что для устранения кадастровой ошибки скорее всего придется обращаться в суд.
А почему ошибка инженера кадастрового, а я должна обратится в суд? Это и не дешево и нервы и деньги
обращайтесь с данным вопросом непосредственно к кадастровому инженеру, соберите с собой документы на участок, двакадастровых номера и паспорт владельца и прописанных людей!
- 90:11:150301:638
- 90:11:150301:841
Как расшифровывается
Известно, что каждая числовая группа в кадастровом номере имеет собственное обозначение. В 2022 году вся территория Российской Федерации в соответствии с нормативами земельного законодательства разделяется на отдельные округа (всего 91). Каждый из них имеет свое наименование и двухзначное обозначение. Например, Нижегородский округ имеет числовое обозначение 52.
Помимо прочего, каждый конкретный округ разделяется на районы, которых может быть достаточно большое количество. В свою очередь, все районы имеют собственную индивидуальную кодификацию, состоящую из двух цифр. Дальше деление осуществляется по кварталам, имеющим шестизначный код.
Что касается последних трех символов, содержащихся в кадастровом номере, то они присваиваются отдельному территориальному наделу. Числовые группы кодификации разделяются двоеточиями для более наглядного отображения. Для корректного ознакомления с номером нужно прочитать числа, содержащееся в первых трех группах.
Стоит отметить, что любые мероприятия, которые напрямую касаются преобразования участка земли, заключающегося, например, в изменении предельных границ, влечет за собой повторную регистрацию в уполномоченных территориальных кадастровых номерах.
Среди других подобных операций особенно стоит выделить следующие:
Помимо вышеуказанных случаев, повторная регистрационная процедура должна быть проведена в случае перехода территориального подчинения от одного муниципального образования в пользу другого.
Также читайте, как оформить завещание на земельный участок.
Также читайте, как оформить завещание на земельный участок.
Что делать, если есть два кадастровых номера на один земельный участок
Родителям в 91-м году решением исполкома сельсовета выделен участок 15 соток для индивидуального строительства. Участок на окраине глухой деревни, без коммуниукаций – вообщем полная разруха.
Есть свидетельство на право собственности на землю безсрочного “постоянного” пользования землей. Собственник один.
Сейчас решили оформить участок, так сказать “чтобы комар носа не подточил”.
При оформлении оказалось, что этот участок состоит из 2-х участков с разными кадастровыми номерами. Причем занимает полностью один участок и половину второго участка.
Как объяснили мне родители – Чтобы оформить участок, нужен адрес, а адрес выдается только по кадастровому номеру, но участок занимает два кадастровых номера.
Им предложили – либо оформить оба участка, после чего провести повторное межевание, либо через суд снять существуюшие кадастровые номера, присвоить один отдельный номер на весь участок и снова провести межевание.
Еще вариант – судом снимается кадастровый номер с меньшего участка, а по “дачной амнистии” присоединяется к бОльшему участку.
Причем юрист районного центра, в котором находится участок, примерно оценивает любые варианты оформления в сумму от 20 тыс. рублей до. Оплачивать придется и за суд и за оформление номера и за межевание.
Участок этот ценности не представляет ни для кого, кроме самих родителей.
Вопросы:
1. Все ли правильно им юрист объяснил? Может быть есть какие то иные варианты? Как правильнее поступить, и, главное, куда идти?
2. На кого подавать в суд? Участок выделен официально, оформлен Исполкомом. Почему родители должны плаить за ошибки работников Исполкома, которые оформили участок состоящий из 2-х кадастровых номеров?
Как объяснили мне родители – Чтобы оформить участок, нужен адрес, а адрес выдается только по кадастровому номеру, но участок занимает два кадастровых номера. – подайте в суд на родителей – за то что они вас в заблуждение ввели
у вас ДВА земельных участка (а не один с двумя кад. номерами) идете и абсолютно БЕСПЛАТНО присваиваете адреса обоим участкам в СЕЛЬСОВЕТЕ, затем с этим распоряжением идете и вносите изменения в кадастр
получаете два кад паспорта и регистрируете два зем участка
при желании можете сделать межевание, хот одновременно, хоть после
а объединить эти два участка вы сможете только после того как станете собственниками, т.е. после регистрации
по деньгам это стоит 200 +200=400 за регистрацию + за выдачу кад паспортов 200+200 (если будете вносить изменения то бесплатно выдают)
за объединение 200 рэ + расходы на межевание
Так ведь дло в том, что у них на руках только свидетельство на право собственности, без точного адреса, только назвние деревни.
А он, как оказалось только сейчас, занимает полностью один участок с кад. номром и половину второго участка с кадастровым номером.
“абсолютно БЕСПЛАТНО присваиваете адреса обоим участкам в СЕЛЬСОВЕТЕ”
А это точно бесплатно? В каких то нормативах это оговаривается? Просто в райцентре за все услуги начинают требовать деньги. Надо чем то манипулировать при общении с ними.
И подскажите, пожалуйста, вот за всеми этими изменениями, распоряжениями, реистрациями куда нужно обращаться? В какой отдел райсовета?
при чем тут райсовет? нужно в СЕЛЬСОВЕТ
в администрации района никто этим и не занимается
А он, как оказалось только сейчас, занимает полностью один участок с кад. номром и половину второго участка с кадастровым номером. кто этот “ОН” и с чего вы это взяли?
у них на руках только свидетельство на право собственности, без точного адреса, только назвние деревни – а сходить в сельскую администрацию за распоряжением о присвоении (уточнении) адреса вы не пытались?
а поэтапно – сельская администрация, кадастровая палата, росреестр и ЗАМЕТТЕ районной администрации тут и рядом не стояло
Как объяснили мне родители – Чтобы оформить участок, нужен адрес, а адрес выдается только по кадастровому номеру, но участок занимает два кадастровых номера. – подайте в суд на родителей – за то что они вас в заблуждение ввели
Как объединить два земельных участка с разными кадастровыми номерами в один
Если рассматривать данный вопрос с правовой позиции, то соединение наделов – это определенные кадастровые работы, итогом которых выступает оформление как минимум двух соседних участков в единый объект, подлежащий кадастровому учету. Это установлено нормами Земельного кодекса РФ.
А проблема то в чём?Пусть сами и разбираются.
Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович
Исходя из данной нормы, если соседи не предоставят суду правоустанавливающий документ с описанием границ их участка или документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании, то границами их земельного участка должны являться фактические границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (заборов и т.п.). Как я понял из Вашего вопроса, таких фактических границ и следов пользования на месте Вашего участка не существует. При таких обстоятельствах, вряд ли соседи смогут оспорить местоположение границ Вашего участка.
Что такое кадастровый номер квартиры
Любой объект недвижимости подлежит кадастровому учету и регистрации в Росреестре, о чем вносятся соответствующие отметки в Единый Государственный Реестр Недвижимости (далее – «ЕГРН»). Таким образом подтверждается существование объекта с конкретными характеристиками в рамках правового поля. При внесении сведений об объекте в ЕГРН, ему присваивается уникальный цифровой код, а именно кадастровый номер, основной идентификатор, который не изменяется и не повторяется во времени и на территории РФ. Однако кадастровый номер – это не рандомный набор цифр и знаков, в целях его определения и присвоения каждому объекту недвижимости Росреестром осуществляется кадастровое деление всей территории РФ.
После соответствующего решения суда «бывший» собственник земельного участка не сможет продать, обменять или подарить свой надел. Также право собственности на подобный участок не может передаваться по наследству.
Заявление об объединении земельных участков
Перед началом процедуры по объединению земель, произведите определенные действия. Сначала подайте заполненное заявление на объединение наделов. В качестве заявителя может выступать как единственный владелец объединяемых наделов, так и несколько собственников, в случае, когда соединяются объекты, принадлежащие разным лицам. В заявлении на объединение землевладений укажите свою личную информацию, включая данные паспорта, место регистрации и контактный телефон.
В общем, суть заявления состоит в просьбе выдать разрешение или другой акт о возможности объединения земель.
Пропишите сведения о размерах участков, их уникальных номерах по кадастру, целевому назначению и предположительному адресу новообразованного надела с обозначенными целями землепользования по окончании процедуры.
В списке приложений перечислите бумаги, имеющиеся у вас на руках. Как правило, это ваш документ, удостоверяющий личность, подлинник доверенности (если вы представляете интересы собственника), документ о регистрации лица в качестве ИП (если таковое имеет место), документы, являющиеся основанием возникновения прав на землевладения, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРН на соседние наделы, схемы их местоположения в форме проектов границ. Аналогичные документы необходимы и для подготовки межевого дела в отношении соединения границ землевладений.
Однако это возможно лишь после представления заявления в отношении объединения земель и проверки точности и верности предоставленных бумаг на объекты. В итоге процедуры выносится постановление, разрешающее объединение двух наделов.
Не забывайте также, что вместе с заявлениями об объединении земель и государственной регистрации, вы праве представить заявление на регистрацию перехода права собственности либо его прекращения в отношении наделов, находящихся в вашей собственности. В таких обстоятельствах переход либо прекращение правомочий на наделы, существовавшие ранее, происходит вместе с регистрацией прав на новообразованное землевладение.
Принятие и изготовление решения происходит посредством вынесения постановления, допускающего исполнение процедуры. Заблаговременно подготовьте соглашение о соединении наделов, которое составляется письменно, в отношении земель единственного их владельца, либо договор, заключенный между несколькими владельцами, желающими объединить земли.
Как исправить ошибку расположения границ участка
Проблемы с поиском?
Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту
Как изменить или аннулировать кадастровый номер участка?
Кадастровый номер присвоен каждому земельному участку, внесенного в госреестр недвижимости (ЕГРН). Он позволяет достаточно четко идентифицировать земельный надел. Обычно номер присваивается участку единовременно и не подлежит изменению. Но иногда возникают ситуации, требующие от собственников активных действий по изменению действующего кадастрового номера.
- В каких случаях может возникнуть необходимость в изменении и аннулировании кадастрового номера земельного участка?
- Как поменять кадастровый номер?
- Как происходит аннулирование кадастрового номера?
Условия изменения кадастровых номеров или их аннулирование содержатся в законе 221-ФЗ, принятом в 2007 году и посвященный государственному кадастру недвижимости.
Решение № М-809/2014 2-1053/2014 2-1053/2014
М-809/2014 от 14 апреля 2014 г.
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Давыдовой А.А., при секретаре Бреенковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по исковое заявление Молоковой А.Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости,
Молокова А.Г. обратилась в суд с указанным заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра», пояснив, что является собственником земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в , на котором расположен жилой дом общей площадью № кв.м. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ года. В содержаться сведения о двойном учете указанного объекта: первый раз сведения внесены в ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера объекту № – здание, нежилое здание, расположенное по адресу: площадью №.м; и второй раз сведения внесены в ДД.ММ.ГГГГ на основании декларации об объекте недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера № – здание, назначение жилой дом, расположенный по адресу: площадью № кв.м. На поданное истицей заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости ФГБУ «ФКП Росреестра» по было отказано. Поскольку согласно свидетельству о праве собственности на жилой дом имеются сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, при этом иные характеристики дома не изменились, указанное строение имеет двойной учет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд снять с кадастрового учета жилое здание, кадастровый номер №, площадью №.м., инвентарный номер № этажность – № этаж, в том числе № подземный этаж.
В судебном заседание представитель истицы – ФИО3 действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» – ФИО4 действующая на основании доверенности, факт двойного учета объекта недвижимости не оспаривала.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов дела усматривается, что Молокова А.Г. является собственником земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в , что подтверждается Свидетельством о праве собственности № № ( л.д.№ На указанном земельном участке имеется жилой дом общей площадью № кв.м. Земельный участок и дом приобретен по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Свидетельству о праве собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ истице принадлежит на праве собственности жилой дом : №-этажный (подземных этажей №), общей площадью № кв.м. по адресу: кадастровый номер № ( л.д.№).
Судом также установлено и не оспаривается стороной ответчика, что указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет дважды. Первый раз: по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года. В результате постановки объекту недвижимости был присвоен кадастровый номер № – здание, назначение жилой дом, расположенный по адресу: площадью № кв.м.
При этом, свидетельство о праве собственности на объект недвижимости в органы кадастрового учета не предоставлялись.
Кроме того, в имеются сведения, согласно которым данный объект недвижимости был поставлен на учет на основании декларации от ДД.ММ.ГГГГ года, направленной Управлением Росреестра по . В результате постановки объекта на основании декларации присвоен кадастровый номер № – здание, назначение жилой дом, расположенный по адресу: площадью № кв.м.
Таким образом, один и тот же объект недвижимости – жилой дом, принадлежащий истице на праве собственности, был дважды поставлен на кадастровый учет с присвоением ему двух кадастровых номеров: № и №
Частью 1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее – кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Наличие у одного и того же объекта недвижимости двух кадастровых номеров препятствует истице как правообладателю указанного объекта, зарегистрировать право собственности на него, что нарушает ее законные права.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии, с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.
На основании ч. 4 и 5 ст. 24 данного закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Иных оснований аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не предусматривает.
Согласно отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» по объекты недвижимости с указанными кадастровыми номерами поставлены на кадастровый учет на основании различных документов, что исключает вину органа кадастрового учета, в связи с чем, снятие с государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Двойной учет объекта недвижимости, принадлежащего истице нарушает её права как собственника.
С учетом изложенного, а также отсутствия правопритязаний на данный объект недвижимости, осуществить снятие объекта недвижимости с кадастрового учета иначе, как на основании судебного решения, невозможно, поэтому суд полагает исковые требования Молоковой А.Г. о снятии с государственного кадастрового учета здания – жилого дома с кадастровым номером № подлежащими удовлетворению.
Иск Молоковой А.Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» о снятии с кадастрового учета жилого здания удовлетворить.
Снять с кадастрового учета жилое здание, кадастровый номер №, площадью № кв.м., инвентарный номер № этажность – № этаж, в том числе № подземный этаж.
Решение суда является основанием для исключения соответствующих записей из Государственного кадастра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца.
Иск Молоковой А.Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» о снятии с кадастрового учета жилого здания удовлетворить.
Законодательными актами предусмотрены определенные особенности, применимые по отношению к объединяемым участкам:
Вносимые в базу ГКН данные относительно нового участка обладают временным характером.
Обременения, существовавшие для участвующих в объединении участков, сохраняют свою силу в отношении нового объекта.
Образуемой территории должен быть присвоен адрес. Если его еще не существует, в базе ГКН находят отражение сведения о точном местоположении земли.
Для заявителей сохраняет актуальность вопрос присвоения новому участку почтового адреса. Удобнее всего заниматься решением проблемы по окончании всех кадастровых мероприятий, но до постановки территории на учет в ГКН. Это позволит существенно сократить временные издержки на процедуру оформления бумаг. Если в указанный временной промежуток землевладелец не занимался решением вопроса о присвоении адреса, то он может приступить к данным мероприятиям позже, в удобный для себя момент.
Процедуру объединения считают завершенной, когда землевладелец или землевладельцы оформят свои имущественные права в отношении нового объекта недвижимого имущества. Это невозможно без прохождения процедуры госрегистрации имущественных прав, в ходе которой заявитель получает документы, подтверждающие его права на местность. Как только госрегистрация будет завершена, сведения относительно прежних участков, содержащиеся в базе ГКН, обретут статус архивных.
Объединение доступно лишь для территорий с однозначно определенными границами и характерными точками. Проведение процедуры находится в компетенции лицензированного кадастрового инженера. Результатом его профессиональной деятельности станет подготовка актуальной версии межевого плана на создаваемый недвижимый объект.
Стоимость объединения земельных участков зависит от количества участков и их размеров.
Компенсация убытков при изъятии
Во всех случаях принудительного изъятия участков земли для государственных и общественных нужд изъятие осуществляется при условии полной компенсации стоимости изымаемого имущества, исходя из рыночной стоимости земли на момент получения собственником уведомления об изъятии.
Выкупная цена определяется ст. 281 ГК РФ: 1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. 2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. 3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Порядок, аналогичный, указанному выше, применяется в случае изъятия зданий и сооружений, которые находятся на земельном участке, не находящемся в собственности собственника недвижимости.
Возмещение вреда, указанное в ГК РФ, предполагает возмещение не только материального (упущенная выгода и реальный ущерб), но и морального вреда. Тем не менее, исходя из судебной практики, государство, до определенного момента не признавало нанесение морального вреда правообладателю изъятием земельного участка. ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 24.08.2009 по делу №А79-1656/2009 говорит о том, что в удовлетворении искового требования о взыскании компенсации за моральный вред, причиненный в результате незаконного изъятия объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, отказано правомерно, так как возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав в данной сфере действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, более позднее решение арбитражных судов говорит об изменении практики по вопросу взыскания морального вреда. Так Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 22 октября 2013 г. по делу № А18-813/2012, рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Сунженского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.07.2013 по делу № А18-813/2012 по иску ИП Дзейтовой Л.Х. к Правительству Республики Ингушетия и Администрации Сунженского муниципального района о возмещении материального и морального вреда, постановил, решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.07.2013 по делу N А18-813/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6763/10 по делу N А53-6358/08, где резюмируется следующее: компенсация нематериального вреда за вред, причиненный публичной властью, была взыскана правомерно, поскольку возмещение имущественного вреда, причиненного вследствие утраты и повреждения имущества, не приводит к полному восстановлению прав истца, который в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя фактически был лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд исходил из установленного незаконного характера действий администрации, а также доказанной причинной связи между противоправными действиями администрации и неблагоприятными для предпринимателя последствиями. Апелляционным судом в постановлении по указанному делу было отмечено, что одним из основополагающих принципов права, закрепленным в Конституции Российской Федерации, является свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и неприкосновенность частной собственности (статьи 34, 35 Конституции Российской Федерации). По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации любое вмешательство государства в осуществление этих прав может иметь место только на основе федерального закона и только для достижения указанных в названной статье целей. Произвольное вмешательство кого-либо в частные дела не допускается (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Следовательно, если орган государственной власти допустил незаконное вмешательство в осуществление лицом предпринимательской деятельности, такое лицо должно иметь возможность получить справедливую денежную компенсацию причиненного ему нематериального вреда. В данном случае имело место грубое нарушение охраняемых Конституцией Российской Федерации прав истца со стороны должностного лица государственного органа, и отказ в присуждении такой компенсации означал бы отказ в правосудии.
Постановлением ВАС РФ от 1 марта 2014 г. N ВАС-2787/14 было определено отказать в передаче дела Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-813/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.07.2013, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2014 по тому же делу. Таким образом, Арбитражными судами высшей и апелляционной инстанции была подтверждена правомерность взыскания морального вреда при изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”). Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно
Государство стремится максимально заменить компенсацию натуральную компенсацией денежной, о чем свидетельствуют законы, принятые для реализации крупных инвестиционных проектов. Законодательством определено то, что плата за земельный участок определяется соглашением с собственником, при принудительном изъятии – решением суда.
В целях определения размера возмещения, рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращенных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Данный способ определения рыночной стоимости помогает предотвратить злоупотребления со стороны собственника земельного участка: когда принято решение об изъятии, либо известно о том, что на том или ином земельном участке будет реализована инвестиционный проект, стоимость земли резко растет; правообладатель, с целью повышения рыночной стоимости может начать процесс изменения разрешенного использования (стоимость земель сельскохозяйственного назначения и стоимость земель поселений может различаться в разы).
Размер компенсации определяется рыночной стоимостью объекта оценки, напрямую зависящей от кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с федеральным законом, то есть наиболее вероятной ценой, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, при этом, на сделке не сказываются чрезвычайные обстоятельства. Стоимость устанавливается исходя из наиболее эффективного использования участка земли. Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Однако наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка. Важно отметить то, что при определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование, преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка, перспективы развития района, в котором расположен земельный участок, ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости, текущее использование земельного участка.
Действующее законодательство не содержит критериев определения равноценности земельных участков. Единственным критерием определения равноценности является согласие правообладателя на соответствующее возмещение. В юридической литературе высказывается мнение, что равноценность земельного участка должна определяться с учетом его потребительских характеристик, таких как местоположение, площадь, состав земель, плодородие почвы, наличие подъездных путей и т.п. Следует учитывать и фактическое наличие в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования земельного участка, равноценного, изымаемому для публичных нужд. Отсутствие равноценного земельного участка допускает возможность отказа уполномоченного органа, в предоставлении земельного участка взамен изымаемого для государственных и муниципальных нужд.
Возмещение убытков при изъятии участков земли для государственных нужд регулируется ст. 15, 280, 281, 282 ГК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».
В соответствии с п.5 «Правил возмещения собственникам земельных участков», утвержденных Постановлением Правительства №262, «размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации».
Законодательство РФ дает перечень случаев, при которых убытки правообладателей не подлежат компенсации. Так ст. 280 ГК РФ говорит о том, что собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период; согласно п. 3 ст. 63 ЗК, расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В законе не устанавливается дата, на какой период осуществляется оценка выкупной цены.
В случае, если в результате изъятия земельных участков у правообладателей возникают убытки в связи с невозможностью исполнения обязательств перед третьими лицами, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.
Компенсация происходит по трехкомпонентной структуре: рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок, убытки, которые возникли в связи с невозможностью исполнения ранее принятых обязательств перед третьими лицами и упущенная выгода. Важно отметить то, что убытки невозможно оценить с точки зрения ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в ст. 5 данного закона нет такого понятия, таким образом, остается открытым вопрос, каким образом и в каком порядке будут оцениваться непосредственно убытки.
Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В законе не устанавливается дата, на какой период осуществляется оценка выкупной цены.
Основания, по которым изымают землю у собственника
Статья 279 Гражданского кодекса РФ предусматривает изъятие земли у собственника. При этом порядок, условия и подробно описанные основания прописаны в земельном законодательстве. К последним относятся:
- международные договоры;
- строительство/реконструкция тех объектов, которые относятся к федеральным или особо значимым для государства;
- любые другие основания, предусмотренные законодательством.
В свою очередь к объектам государственного значения относятся:
- энергетические объекты;
- объекты атомной и иной энергетики;
- дорожное полотно, автомобильные дороги и прилегающая к ним территория;
- объекты космической деятельности;
- объекты коммуникаций местного или федерального значения.
Таким образом, если земельный участок требуется для реализации государственных и муниципальных нужд по описанным выше основаниям, то собственник будет его лишен, однако ему положена компенсация в натуре или в денежном эквиваленте.
Прежде всего, собственник лишается права на собственность данным участком, он не просто перестает им владеть, но и в документы о собственности, которые хранятся в управлении Росреестра, вносятся соответствующие отметки.
10.1. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме подлежат убытки (включая упущенную выгоду), причиненные:
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Если причинение убытков произошло в результате совершения иных действий, возмещение их производится в порядке статьи 62 ЗК РФ.
Убытки классифицируются на реальный ущерб и упущенную выгоду. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, – это неиспользованные затраты собственника земельного участка, составляющие его убытки и подлежащие возмещению. Утрата или повреждение имущества может выражаться в утрате возможности ее обработки и использовании в определенных целях.
Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Под неполученным доходом (упущенной выгодой) обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.
Понесенные расходы могут быть самыми разнообразными.
А по делам о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков, предоставленных для строительства, реальный ущерб определяется исходя из стоимости затрат: по проведению проектно-изыскательских и других работ, по отводу земельного участка, изготовлению технического паспорта на проектирование, изготовлению проектно-сметной документации, по оплате экспертизы проекта, оплате работ за разбивку осей, оплате строительно-монтажных работ, проведенных на изъятом земельном участке, а также стоимости ограждения, расходов по благоустройству строительной площадки и т.д.
Необходимо учитывать, что возникновение убытков может быть связано как с правонарушением, так и с правомерным поведением их причинителя (деянием, осуществляемым в рамках закона), которое и предусмотрено в статье 57 ЗК РФ.
Во-первых, убытки могут быть причинены изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которое допускается только в строго исключительных случаях, установленных статьей 49 ЗК РФ, осуществляется на основе принципа возмездности при условии добровольного согласия собственника, владельца, пользователя, арендатора, а в противном случае – принудительно по решению суда.
Во-вторых, убытки могут быть причинены ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, которое может происходить из-за разных причин, но под действие статьи 57 ЗК РФ подпадает такое ухудшение, которое вызвано деятельностью не самого собственника земли, землепользователя, землевладельца или арендатора, а иных физических или юридических лиц (например, на соседнем земельном участке) и только в случаях, если эти лица действуют в государственных или общественных интересах.
В-третьих, возмещению в полном объеме подлежат убытки, причиненные временным занятием земельных участков, круг применения которого весьма краток и связан с наступлением крайней необходимости, вызванной форс-мажорными обстоятельствами. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.
В-четвертых, причинение убытков может быть вызвано также ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, которые устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Согласно статье 56 ЗК РФ ограничения прав на землю могут выражаться в установлении особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; условий начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и др.
Наконец, в-пятых, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
1) перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей;
2) в связи с установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно пункту 2 статьи 57 ЗК РФ в случае изъятия земель для государственных или муниципальных нужд убытки возмещаются только землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. Собственникам земельных участков убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не возмещаются, поскольку они компенсируются в составе выкупной цены за земельный участок. Согласно статье 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
В остальных случаях убытки возмещаются только собственникам земельных участков.
Данное положение рассматривается специалистами в области земельного права как несовершенное и требующее корректировки. Так, в случае ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц убытки будут причинены в первую очередь землепользователю, так как именно он непосредственно извлекает пользу из земельного участка. В случае если договор аренды носит краткосрочный характер, возмещение таких убытков собственнику может быть оправданно, однако если договор аренды заключен на длительный срок, а возможно и с правом выкупа, очевидно несовершенство правового регулирования. Представляется, что арендатор сможет защитить свои права только путем пересмотра договора аренды в части уменьшения арендной платы, на что может не согласиться собственник, и арендатор будет вынужден нести убытки самостоятельно или прекратить договор.
Еще более очевидным является несовершенство нормы о том, что в случае временного занятия земельного участка возмещение убытков производится только его собственнику. Так, реализация данной нормы повлечет неоправданные задержки в возмещении убытков, связанные с необходимостью совершения дополнительных действий: арендатор для возмещения своих убытков будет обращаться к собственнику земельного участка, который, в свою очередь, обратится к причинителю вреда. Не говоря уже о возможных сложностях, связанных с определением и поиском собственника земельных участков, длительностью судебных процессов, неизбежна проблема несоответствия сумм возмещения полученного собственником и выплачиваемого арендатору, обусловленного разными подходами к расчету размера убытков, определенному в ЗК РФ, которым регулируются отношения по выплате возмещения собственникам, и ГК РФ, под правовое регулирование которого подпадают отношения между собственниками земельных участков и арендаторами. Так, например, ЗК РФ в отличие от ГК РФ не предусматривает возможности взыскания сумм за пользование чужими денежными средствами.
Пункт 3 статьи 57 ЗК РФ определяет круг субъектов, обязанных возмещать убытки в рассматриваемых случаях. К ним относятся:
1) органы государственной власти или местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;
2) лица, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них;
3) лица, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Что касается случая временного занятия земельного участка, то о нем комментируемая статья специально не упоминает. Однако, поскольку по законодательству временное занятие возможно только при особых обстоятельствах и в интересах всего общества, можно сделать вывод, что возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам производится из государственного или местного бюджета. Эти суммы можно взыскать в порядке регресса, если имеется конкретный виновник, например, аварии, вызвавшей чрезвычайную ситуацию.
При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка землепользователей, землевладельцев, арендаторов. Данная норма является специальной по отношению к пункту 3 статьи 393 ГК РФ, определяющему цену, принимаемую во внимание при возмещении убытков. Пункт 4 статьи 57 ЗК РФ направлен на реализацию положения о предварительном возмещении убытков и распространяется на любое имущество, в том числе земельный участок. Стоимость имущества с учетом статьи 281 ГК РФ должна быть рыночной, то есть такой, по какой имущество (земельный участок, строения на нем и т.д.) могло быть продано при добровольном отчуждении.
В настоящее время порядок возмещения убытков и потерь регламентирован Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 262). Данный акт несколько изменил ситуацию, поскольку в нем заметен переход от подробного, но неточного описания убытков к использованию бланкетных норм – по ряду весьма важных вопросов следует ссылка на гражданское законодательство. Например, плата за изымаемый участок должна включать в себя и убытки, а сам размер платы определяется гражданским законодательством; в соответствии с пунктом 6 определение убытков должно производиться в соответствии с гражданским законодательством, в том числе и учитывается упущенная выгода.
В названных Правилах установлено, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:
– соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
– акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;
– акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:
– акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
– соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
– акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;
– акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
Установлено, что размер убытков определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются судом.
К сожалению, упомянутые методические рекомендации до сих пор не утверждены, что в целом негативно сказывается на единообразном расчете размера убытков, не позволяет в полном объеме защитить нарушенное право потерпевшей стороны.
Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. Учитываются также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.
Основные сложности на практике возникают при определении и доказывании упущенной выгоды. При предъявлении требования о возмещении упущенной выгоды землевладелец, землепользователь или арендатор должны доказать размер доходов, которые они не получили из-за принятия решения об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд, а также причинную связь между изъятием земельного участка и неполученными доходами.
Таким образом, землевладельцам необходимо заранее готовить доказательства той выгоды, которую они могли бы получить (протоколы о намерениях, соглашения о расторжении договоров с поставщиками и т.п.). Однако, безусловно, существенную проблему представляет отсутствие единой методики подсчета упущенной выгоды, что может также привести к различию в указанных суммах возмещения.
В названных Правилах установлено, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются: