Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
– в наличии имеется четко установленная процедура.
Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.
Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».
В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.
В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.
На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.
Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».
Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.
Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.
В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.
В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Постановка на кадастровый учет
Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.
На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.
Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:
Этап 3. Постановка на кадастровый учет
Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.
В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.
Кому и в каких ситуациях отказывают в приватизации земли?
Если чиновники муниципалитета отказали Вам в приватизации земли – убедитесь, что Вы не попали в одну из этих ситуаций:
- Земля не является собственность муниципалитета. Надел мог быть выведен из оборота и отдан ФСБ, военным для решения их внутренних задач, в приграничную зону или для резервирования. Сюда же относятся места хранения ядерных отходов.
- Владелец занялся приватизацией участка повторно. В этой ситуации достаточно просто переоформить собственность: найти свой надел в кадастровом учете, в специальном реестре, восстановить кадастровый номер и получить на руки соответствующий документ.
- Отсутствие важных документов, устанавливающих право.
- Земли являются частью природоохранной зоны (заповедником), парковой зоной, местом общественного пользования (часть пляжа), лесным фондом, водным фондом, санитарной зоной, культурным наследием.
- Услуги геодезистов – 10 000 рублей и выше в зависимости от области страны.
- Выписки из ЕГРН – 300 рублей.
- Нотариальные услуги, стоимость которых зависит от многих факторов.
Приватизация земельного участка через суд
Приватизация земельного участка — это процедура, подразумевающая процесс передачи надела в собственность гражданина. Иными словами, это перевод земли из муниципальной собственности в частную.
Этапы приватизации земельного участка
Право приватизации прописано в ныне действующем земельном законодательстве. Воспользоваться им может каждый гражданин, который получил ранее земельный участок в аренду, или в бессрочное пользование, с целью последующего строительства жилого дома. После того, как процесс постройки дома был завершён, а права собственности на недвижимость оформлены, гражданин подаёт заявление в муниципалитет. В документе он запрашивает разрешение на проведение процедуры приватизации участка.
После обращения в государственный орган, заявителю необходимо дождаться вынесения решения. При положительном ответе, земля может быть передана в руки гражданина либо за определённую плату, либо безвозмездно. По завершению процедуры передачи земли, заявителю на руки выдается договор о приватизации, а также акт о передаче земельного надела в собственность.
В дальнейшем гражданину будет необходимо зарегистрировать права собственности на землю, посредством обращения в Росреестр. С момента окончания процедуры регистрации гражданин становится полноправным владельцем своего земельного надела. Это значит, что отныне он может не только продать, оформить дарственную или заложить свою землю, но и произвести со своим имуществом любые другие юридические сделки.
В каком случае необходимо обратиться в суд
Прибегнуть к помощи судебного разбирательства потребуется в том случае, если у вас не получается оформить право собственности на земельный участок. Приватизация осуществляется в судебном порядке в некоторых случаях:
- Муниципалитет отказывает в передаче земельного надела в собственность, хотя на данный момент вы владеете правами бессрочного пользования участком;
- В силу давности владения землёй (ст. 234 ГК РФ);
- В случае покупки жилого строения, а также земли, которая находится под ним (до 06.03.1990г.), при отказе Росреестра регистрировать право собственности.
В любом из вышеописанных случаев, ответчиком будет являться член местной администрации либо любой другой государственный уполномоченный орган. Рассмотрим ещё одну возможную ситуацию. Речь в ней пойдет о так называемых наследственных делах. Вы имеете право обратиться в суд, если:
- Земельный участок был передан незаконному владельцу в связи с не действительным завещанием;
- Наследственное дело было утеряно, а его восстановление является невозможным.
Однако не стоит волноваться и сразу бежать в суд. Для начала необходимо воспользоваться юридической помощью и выбрать самое оптимальное решение данной проблемы. Ведь в том случае, если Росреестр не владеет информацией о правах собственности на земельный участок, последний невозможно продать, заложить, передать его в наследство. Любая сделка, которая будет производиться с землей, так же становится незаконной. Как мы писали ранее, вышеупомянутые манипуляции возможны лишь в том случае, если земельный участок является приватизированным, а Росреестр содержит данные о конкретном владельце.
Если какая-либо ситуация, упомянутая выше, является актуальной конкретно для вас — не стесняйтесь обращаться в суд с иском против незаконного решения.
Положительные стороны приватизации
Годами ранее, до вступления в силу земельного законодательства, государственная регистрация прав собственности не производилась. В результате этого, граждане, которые длительное время пользовались земельным участком, часто не могли доказать право собственности. Документы, закрепляющие такие права, нередко терялись, и единственным вариантом решения данной проблемы оставалось судебное разбирательство.
Теперь порядки изменились. Процедура приватизации стала не только обязательным, но и полезным мероприятием. Ведь если земельный участок не будет приватизирован, муниципалитет сможет передать ваш надел другому владельцу. Поэтому, чтобы такой ситуации не произошло, необходимо юридически закрепить за собой право владения земельным участком.
Кроме того, государством предусмотрена и льготная приватизация. Последняя касается дачников и членов садоводческих товариществ. Так называемая «дачная амнистия» поспособствовала многим садоводам приобрести право на собственность.
Порой, даже в самой банальной ситуации, мы можем стать жертвой обмана. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных чиновников, следует прибегнуть к помощи специалиста. Я помогу собрать не только необходимые документы, но и выиграю судебный процесс в случае отказа от регистрации прав собственности.
Если какая-либо ситуация, упомянутая выше, является актуальной конкретно для вас — не стесняйтесь обращаться в суд с иском против незаконного решения.
Порядок и процедура
Если же у вас много свободного времени и вы решили самостоятельно провести процедуру приватизации, то необходимо строго следовать представленной ниже инструкции.
- Сбор всех необходимых документов. Для приватизации потребуется достаточно объемный пакет различных бумаг, именно этот этап обычно становится наиболее длительным.
- Направление документов. После того, как все необходимые справки собраны необходимо обратиться либо в администрацию муниципального образования (если земля принадлежит местным властям), либо в отделение Росимущества (если земля состоит на федеральном балансе). Узнать, кому принадлежит надел, вы можете из выписки единого реестра.
- Постановка на кадастровый учет. Если ранее участок не был соответствующим образом зарегистрирован, то заявителю придется за свой счет пригласить кадастрового инженера, составить план и получить паспорт участка. После этого необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.
- Решение уполномоченного органа. Когда земельный надел поставлен на кадастровый учет, собраны все документы, необходимо обратиться к главе местной администрации и написать заявление о приватизации. Именно письменный документ, полученный от муниципалитета, и станет основанием для установления права собственности.
- Регистрация права. С документом, позволяющим приватизировать муниципальную землю, паспортом, заявлением и квитанцией об оплате государственной пошлины необходимо обратиться в Росреестр. Через 10 рабочих дней вам уже будет выдано свидетельство о праве владения земельным участком, сведения об этом вносятся в единый государственный реестр.
При приватизации земельного участка платить за него не придется. Однако расходы все же понести придется. Так, многие справки для предоставления в администрацию выдаются за определенную плату.
Приватизация или оформление в собственность?
Следует уточнить, что две данные процедуры не идут параллельно друг другу, а одна вытекает из другой.
Оформление в собственность – это обобщенное название какой-то конкретной процедуры: заключение договора купли-продажи, приватизация, наследование. В каждом случае в результате получаются свои правовые последствия. Проще говоря, если оформление в собственность происходит в результате наследования или приватизации, то владелец данной собственности не будет делить ее с супругом, как совместно нажитое имущество. По крайней мере, до получения соответствующего судебного решения. А в случае с договором купли-продажи земельного участка, он сразу же попадает в список совместно нажитого имущества супругов.
Приватизация – это название конкретного процесса, в данном случае – переход земельного участка из муниципальной или государственной собственности, в частную собственность инициатора приватизации. Как было сказано выше, такой процесс не относит земельный участок к списку совместно нажитого имущества супругов.
Каким именно способом получить земельный участок в собственность, решать вам. В процессе решения обязательно учитывайте стоимость и сроки реализации выбранной процедуры, а также правовые последствия ее совершения.
- Администрацию муниципального образования;
- Территориальное управление Росимущества;
Какие категории не подлежат процедуре?
Действующее законодательство разрешает приватизировать далеко не все земельные наделы. Что же является исключением?
Например, к таким наделам относятся земли, которые входят в состав охраняемых объектов природы, лесной или водный фонд, территории, которые закреплены для федеральных или муниципальных нужд, земли в пределах береговой полосы, земли в природных парках и заповедниках и так далее. О том, какие категории земель не подлежат приватизации, узнайте в этой статье.
А наличие юридически оформленных прав на надел даёт гражданину основание распоряжаться участком по своему собственному усмотрению. Однако в некоторых случаях может быть дан отказ в приватизации.
Такое происходит в случае, если надел был исключён из оборота. Был установлен запрет на осуществление приватизации. Государство планирует использовать данный надел в других целях.
О порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе подробно рассказано в другой публикации.
Возможно приватизировать только те земли сельхозназначения, которые на данный момент находятся в государственной или муниципальной собственности. В процедуре приватизации могут участвовать и физические, и юридические лица.
Какие документы понадобятся
Для приватизации земельного участка потребуется целый пакет документов
Оформление прав собственности на участок земли требует подготовки целого пакета документов:
- заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету;
- документ, подтверждающий личность обратившегося;
- в том случае, когда необходимые бумаги подаются не самим заявителем, а его доверенным лицом, необходимо предоставить документ, подтверждающий полномочия представителя.
документ, определяющий права заявителя на испрашиваемый им участок; - кадастровый паспорт данного участка, либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;
- выписка из ЕРГП о правах заявителя на интересующий его земельный участок, а также расположенных на нем объекты недвижимости. Если запрашиваемые сведения в ЕГРП отсутствуют, то нужно предоставить соответствующее уведомление;
- приказ о приеме на работу, выписка из трудовой книжки, либо трудовой договор тем гражданам, которые трудятся по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальностям, обозначенным в законе субъекта РФ;
- документ, свидетельствующий об условии предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей;
- документы, свидетельствующие о праве на приобретение земельного участка отдельными категориями граждан, прописанные ЗК РФ.
Важно! Выписки или уведомления из ЕГРП, а также сведения из кадастра недвижимости можно не предоставлять. Орган, который рассматривает ваше заявление в случае необходимости сам сделать запрос в соответствующие инстанции.
Самостоятельно собрать эти документы можно в том случае, если гражданин желает, как можно быстрее оформить приватизацию. В зависимости от того, каковы основания обращения, могут потребоваться и другие документы. Поэтому имеет смысл заранее уточнить список необходимых бумаг в уполномоченных органах.
Документы можно предоставить лично, воспользоваться услугами многофункционального центра, предъявить в электронной форме или направить по почте. Если вы не располагаете ни временем, ни желанием оббивать пороги инстанций, можно обратиться к посреднику – физическому или юридическому лицу, который оказывает услуги по оформлению приватизации земель. Но за подобную услугу придется заплатить. Предоставляете ему необходимые документы и доверенность, заверенную нотариально, и ждете готовый результат.
Однако, не все наделы можно приватизировать. В Земельном Кодексе Российской Федерации прописаны земли, оформить право собственности на которые нельзя:
Приватизация участка
Законодательством регламентирован срок передачи земли в собственность в пределах 1 месяца. Но если перед тем как приватизировать участок была пройдена процедура постановки на кадастровый учёт, указанный срок сократится вдвое и будет отсчитываться от дня предоставления кадастрового паспорта. После завершения процедуры будет выдана копия решения о предоставлении участка в собственность.
Документ может быть выдан лично заявителю или выслан по почте на указанный в заявлении адрес. Передача права собственности не допускается в случае, если данный участок находится на землях, которые изъяты из оборота или ограничены в нём. Отказ может быть обжалован только в судебном порядке.
В течение месяца после того как будет выдан документ о предоставлении права собственности заявителю будет направлен проект купли-продажи, в котором будет указана стоимость участка и сроки её оплаты. При этом если принимается решение приватизировать землю сельскохозяйственного назначения, которая находится в госсобственности, то её предоставление может быть выполнено бесплатно.
Для проведения процедуры государственной регистрации права собственности необходимо подать следующие документы:
Приватизация земельного участка в 2018 году – общие моменты
Приватизация имеет преимущества и недостатки. Следует понимать последствия оформления права собственности до запуска этого процесса.
- Получение права распоряжения юридической судьбой земли. То есть собственник вправе продавать, менять, дарить, сдавать в аренду участок и т.д.
- Участок сможет стать предметом залога при получении кредита.
- Частная собственность защищена от притязаний третьих лиц на федеральном уровне.
Однако стоит учесть, что после переоформления надела возникают налоговые обязательства. Собственник обязан ежегодно перечислять земельный налог в пользу бюджета.
В 2022 году правом на бесплатную приватизацию обладают следующие лица:
- использующие землю в течение пяти лет и более на правах аренды;
- многодетные семьи;
- иные категории граждан в соответствии с законодательством, действующем в регионе.
Приватизировать можно не все участки. Так запрещено передавать в частную собственность земли, относящиеся к следующим категориям:
- заповедники;
- национальные парки;
- территории общественного пользования – улицы, дороги, пляжи и т.д.;
- изъятые из оборота;
- лесной фонд;
- водный фонд.
Перечисленные территории не могут быть переданы в частную собственность. Однако допускается их оформление в долгосрочную аренду (до 49 лет).
В 2022 году правом на бесплатную приватизацию обладают следующие лица:
Строим дом своими руками
Приватизация земельного участка представляет собой отчуждение объекта в пользу частного лица. Благодаря приобретенному праву собственности полноправный владелец сможет распоряжаться имуществом по своему усмотрению (продажа, дарение, сдача в аренду либо сооружение на земле какого-нибудь предприятия). Вместе с этим собственник имеет определенные обязанности в виде использования земли по целевому назначению, регулярной уплаты необходимых налогов и т.д.
Порядок оформления
Алгоритм действий при заключении сделки:
- Сбор документации.
- Подготовка проекта договора.
- Нотариальное удостоверение (при необходимости).
- Государственная регистрация сделки.
К договору предъявляются следующие требования:
Алгоритм покупки доли участка земли
В том случае, если продаваемая доля относится к категории земель населённых пунктов, или к категории сельскохозяйственных земель подкатегорий садоводства, дачного строительства или личного подсобного хозяйства, то процедура покупки такой доли сходна с процедурой покупки земельного участка с некоторыми отличиями.
Для долей из вышеупомянутых категорий земли порядок действий следующий:
- Проверка всех документов отчуждаемой доли земельного надела (право собственности, кадастровый паспорт, выписка из ЕГРП об отсутствии обременений).
- Стороны сделки составляют предварительный договор купли-продажи доли на земельный участок, где указываются общие условия сделки.
- Необходимо проконтролировать, чтобы продавец проинформировал других собственников земельного надела, из состава которого отчуждается доля, о её предстоящей продаже.
- По факту нежелания других собственников надела приобрести долю продавца и окончании проверки всех документов составляется и подписывается основной договор покупки.
- Договор (соглашение) регистрируется в органах Росреестра, где покупателю выдаётся документ о праве собственности.
Необходимо учитывать, что преимущественным правом покупки доли надела земли являются собственники других долей данного надела, согласно ст. 250 ч. 1 Гражданского кодекса РФ.
Для продажи доли земли продавцу потребуется согласие общего собрания собственников долей земельного надела, если покупаемая доля относится к подкатегории:
- крестьянско-фермерских хозяйств;
- пашен;
- земель для выпаса скота;
- земель для сенокоса.
Без такого согласия сделка может быть признана ничтожной по решению суда. Общее собрание собственников организуется председателем коллектива собственников надела по заявлению продавца. Для получения продавцом разрешения на продажу своей доли требуется согласие простого большинства собравшихся собственников (50% + один голос). Для кворума необходимо присутствие 20% всех собственников на собрании.
Протокол собрания необходимо приложить к договору сделки, остальные действия по приобретению доли предпринимаются согласно вышеизложенному алгоритму.
В сделках с недвижимостью предварительный договор не подлежит регистрации в органах Росреестра. Бланк предварительного договора в своём содержании должен иметь следующие пункты:
Сведения о сторонах
В отношении каждого участника сделки указывается:
- Ф.И.О.(наименование организации, если одной из сторон является юридическое лицо);
- дата рождения;
- адрес регистрации;
- данные о паспорте (номер, серия, кем и когда был выдан).
Если от имени покупателя или продавца выступает доверенное лицо, то в отношении него указывается такая же информация.
Внимание! Не стоит заниматься самостоятельными вычислениями. Стоит писать цифры, которые указаны в выписке из ЕГРН.