Как совершается расчет аренды земельного участка от кадастровой стоимости

Отличия в расчетах у государства и физ. лица

Осуществляя оформление договора и расчета стоимости участка у государства, вы можете заметить, что стоимость кадастровая всегда фиксированная, а значит, расчеты будут наиболее верными.

Если речь идет о заключении договора аренды с частным лицом, то величина будет варьироваться в зависимости от индивидуальных причин, которые влияют на частное лицо собственника, а также вы будете иметь возможность торговаться, а значит, сбивать стоимость.

Кроме того, частное лицо может увеличить стоимость в результате того, что просто не знает о существовании кадастровой стоимости, опирается на имеющийся рынок. Стоит отметить, что государство опирается только на кадастровые данные.

108,6*23 000*1,3=3 247 140 р. стоимость аренды.
Мы имеем земельный надел общей стоимостью 4,8 млн. рублей. Его площадь составляет 18 000 кв.м. Ставка аренды – 1,2.

Годовой подсчёт

Здесь также предусмотрена формула для удобного подсчёта. Вот как ею следует воспользоваться:

Ар (арендная плата за 12 месяцев) = КС (кадастровая стоимость) х КК (корректирующий коэффициент).

Допустим, арендатор хочет арендовать участок для фермерского хозяйства. Также он будет выращивать овощи, косить сено, разводить скот и заниматься другими делами. Полная КС (в неё входит площадь участка, вид допустимого использования, месторасположение, удалённость от города), будет = 2 000 000 рублей. Коэффициент составит = 0,6%. Последние 2 значения необходимо умножить. В итоге размер оплаты составит 12 тысяч рублей.

В этом случае будет использоваться другая формула:

Формула расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость устанавливается на 1 квадратный метр территории. Чтобы узнать цену всего участка, ее умножают на его площадь. Для вычисления арендной платы за эту землю, кадастровую стоимость умножают на коэффициент.

Если земля находится в муниципальной собственности, то таким коэффициентом является ставка, определяемая в нормативных актах органов местного самоуправления. Когда надел принадлежит государству, то применяется коэффициент в виде процентной доли, указанной в п. 3 Правил. Он варьируется в пределах от 0,01 % до 2 % и напрямую зависит от характеристик, назначения земли и статуса арендатора.

Так, надел, предоставленный лицу, освобожденному от налога на землю, обойдется ему в 0,01 % от кадастровой стоимости, как и в случае аренды участка, загрязненного опасными отходами. Садоводы и огородники, а также частные застройщики могут использовать землю за 0,6 % от ее цены в год.

Самая дорогая аренда начисляется за участки, где нет зданий и сооружений, или на них присутствуют земельные ресурсы, которые можно добывать в коммерческих целях.

Для наглядности расчет аренды земли от кадастровой стоимости можно представить в следующем виде:

С – цена по кадастру недвижимости (руб. за кв. м.);

S – площадь участка (м);

Ставка, применяемая для расчета стоимости аренды муниципальных земель, может отличаться в зависимости от региона, где расположена территория.

Ставка, применяемая для расчета стоимости аренды муниципальных земель, может отличаться в зависимости от региона, где расположена территория.

Вместе с местоположением, играет роль:
  1. Природная характеристика местности.
  2. Экономические показатели региона.
  3. Наличие коммуникаций на участке, инженерных конструкций.
  4. Инфраструктура.
  5. Историко-архитектурная ценность застройки.

Мы перечислили важные показатели, влияющие на стоимость арендной платы за землю.

Предусмотрена формула для расчета арендной платы.

Правовое регулирование

Арендные отношения регулируются несколькими правовыми актами. Если объектом выступает земельный надел, то следует учесть нормы Земельного, а также Гражданского кодекса РФ. Однако ключевую роль в расчёте стоимости аренды земельного надела играет другой правовой акт.

Так, Постановление Правительства РФ № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» содержит правила расчёта цены аренды и иные относящиеся к вопросу моменты.

Для определения рыночной цены можно обратить внимание на ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Однако размер платы может быть определён на основании договорных отношений.

При определении кадастровой стоимости используются следующие данные:

Как рассчитывается аренда

Первоначально нужно упомянуть, что взять землю в аренду у частника и у государства – это не одно и то же. Государство при назначении цены аренды ориентируется на объективные показатели ценности земли: её местоположение, целевое назначение, городские планы на землю. Частник или фирма могут ориентироваться на субъективные способы оценки аренды земли: «популярность» территории, коммуникации на ней, собственные интересы.

Поэтому необходимо разделять цену аренды на нормативную стоимость, кадастровую и рыночную. Каждая из них определяется по собственным правилам и влияет друг на друга. Первоначально поговорим об общих формулах, факторах, которые влияют на повышение или понижение аренды.

Размер любой арендной платы должен указываться в договоре.


Размер любой арендной платы должен указываться в договоре.

Существующие виды

Аренда земельного участка у государства и у частного собственника – разное дело. Властные структуры рассчитывают арендную плату по объективным показателям его ценности: месторасположению, целевому назначению, собственным планам в его отношении.

В методику расчета у физического или юридического лица могут входить субъективные факторы: популярность надела, коммуникационная оснащенность, собственный аппетит.

Такое положение дел обуславливает разделение арендной стоимости на 3 вида.

Она может быть:

  • нормативная;
  • рыночная;
  • кадастровая.

Каждая стоимость определяется по особым правилам. Причем один ее вид способен влиять на другой. В любом случае размер арендной платы за пользование землей должен отражаться в договоре.

К примеру, если необходимо изъять надел для общественных нужд. Иное название выкупной цены – кадастровая стоимость, поскольку рассчитывается она по данным кадастра.

Цена рынка

Как правило данный тип стоимости совпадает с ценой кадастра, но следует сказать об исключениях, которые существуют.

Если факторы, используемые при осуществлении гос. оценки, относятся к территориям и условиям вблизи них, то рыночная цена основана на критерии спрос-предложение. К параметрам, влияющим на это, относятся:

  • психология конкретной группы населения,
  • экономическая стабильность,
  • ситуация в политической жизни страны.

Если говорить о городских территориях, то здесь кроме объективных критериев, на конечную цену может повлиять престижность района расположения участка, памятники и архитектурные достопримечательности, находящиеся вокруг. Кроме этого, надо сказать о районах «для обеспеченных людей» здесь земля может превышать цену участков в менее «престижных» районах в разы по причине «элитности».

Экономические колебания могут увеличить или снизить спрос, из-за чего изменяется цена определенных территорий. Предположим, кризис в экономике, когда риски инвестирования значительных денежных средств в землю высоки, спрос на оформление участков в аренду возрастает, поскольку предприниматели считают, что временное вложение денег более безопасно в сравнении с покупкой земли.

А если сравнивать описанные способы оценки земельных участков, то можно с уверенностью сказать, что оценка по кадастру является максимально выгодной. Именно при проведении кадастровой оценки осуществляется объективный анализ, который основывается на конкретных критериях.

Но нередко встречаются достойные предложения частных собственников, сдающих землю в аренду, но понять это позволит регулярный мониторинг рынка земельной аренды.

Обозначение арендной платы на основании стоимости кадастра используется при передаче по арендному договору земель, находящихся в подчинении муниципалитетов, субъектов либо федеральных структур. Кроме того, цена кадастра лежит в основе расчета аренды по отношению к территориям, которые предоставляются без организации аукционных торгов.

Особый порядок расчета арендной платы при аренде государственной или муниципальной земли.

С 1 марта 2015 года основным видом земельных публичных правоотношений, является договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Размер арендной платы по договору аренды таких земельных участков, пожалуй, один из самых распространенных вопросов, задаваемых как действующими арендаторами, так и желающими ими стать. При аренде государственного или муниципального имущества существует особый порядок установления и повышения размера арендной платы.

По общим правилам порядок, условия и сроки внесения арендной платы стороны определяют в договоре аренды. Если же в договоре аренды они не определены, то в соответствии с п.1 ст. 614 ГК РФ, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. В некоторых случаях стороны могут изменить размер арендной платы, заключив соглашение об этом, если договором аренды не предусмотрено иное (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Договоры аренды государственного и муниципального имущества имеют свои особенности в части изменения арендной платы:

  • – Если участок предоставляется без проведения торгов, то арендная плата по такому договору устанавливается и изменяется уполномоченным органом, при этом размер арендной платы корректируется автоматически в зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка.
  • – В случаях, когда участок предоставляется в аренду по результатам аукциона земельных участков, то годовая величина арендной платы за пользование участком устанавливается на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Размер арендной платы в течение срока аренды земельного участка может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области, правовыми актами муниципального образования «Город Саратов». Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования нормативного акта, в котором установлена формула или порядок расчета арендной платы, а не с момента получения арендатором соответствующего уведомления, как полагают многие.

Такую правовую позицию поддерживает и судебная практика.

Далее пример из материалов юридической справочной системы «Система Юрист»:
ОАО «Х.» обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании недействительными уведомлений о повышении размера арендной платы.
Суд установил, что договором аренды стороны предусмотрели возможность арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы арендодатель направляет арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, и это является основанием для внесения арендатором арендных платежей в соответствии с этим отчетом. Также суд пришел к выводу, что фактическое изменение размера арендной платы в результате проведенной оценки ее рыночной стоимости не является изменением размера арендной платы, согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, а является исполнением условий договора.
Таким образом, поскольку договор аренды содержит условие об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы, увеличение размера арендной платы правомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2010 г. по делу № А33-1331/2010, определением ВАС РФ от 10 декабря 2010 г. № ВАС-16451/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Практически всегда изменение арендной платы означает ее повышение. Хотя встречаются и примеры того, когда в силу определенных обстоятельств (например, по причине всемирного финансового кризиса) публичное образование готово заключить с арендатором соглашение о временном уменьшении размера арендной платы по договору, заключенному на торгах. Далее пример из материалов юридической справочной системы «Система Юрист»:
Примером этого является постановление правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП «О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы».
Пунктом 3 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, если другие условия не согласованы в договоре. Законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Фактически законодатель допускает возможность изменять размер арендной платы по соглашению сторон с любой периодичностью.
Таким образом, по общим правилам в договоре аренды можно сразу установить, как будет меняться арендная плата. Например, в течение определенного срока размер арендной платы может увеличиваться (или уменьшаться) до другой величины, потом снова меняться и т. д.
Другой вариант: если в самом договоре условие о возможности такого изменения отсутствует, но стороны в течение одного года несколько раз заключили дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы, то все эти соглашения будут действительными, и арендная плата будет меняться в соответствии с ними.
Договора аренды государственного или муниципального имущества содержат условие об одностороннем изменении размера арендной платы арендодателем. В одностороннем порядке размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в год. И если в договоре есть условие, разрешающее арендодателю в одностороннем порядке изменять размер арендной платы чаще, чем раз в год, это условие будет недействительным (п. 21 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 №73).

Правила об изменении арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя распространяются лишь на те договоры аренды, которые заключены на срок более одного года или без указания срока. Размер арендной платы в период действия договора, заключенного на срок менее одного года, не подлежит изменению (постановление ФАС Поволжского округа от 2 июня 2009 г. по делу № А12-15393/2008). Важно знать: даже если арендодатель в одностороннем порядке повысил арендную плату, но при этом арендная плата увеличилась непропорционально изменению средних рыночных ставок за аренду аналогичного имущества в данной местности за соответствующий период и существенно их превысила, то суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ откажет во взыскании арендной платы в части, которая превысила средние рыночные ставки (п. 22 постановления № 73).

Арендная плата по договору аренды земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, может устанавливаться и регулироваться только уполномоченным органом в соответствующем правовом акте.

Порядок определения размера арендной платы за земли, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, устанавливают:

  • – Правительство РФ;
  • – органы государственной власти субъектов РФ;
  • – органы местного самоуправления.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, статьей 73 Лесного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Для изменения размера регулируемой арендной платы сторонам не нужно вносить изменения в договор (п. 19 постановления № 73). Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, но не с даты уведомления об этом.

Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определяется одним из четырех способов (постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»; далее – постановление № 582):

  • – на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • – по результатам торгов (конкурсов и аукционов);
  • – в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, которые утверждаются Минэкономразвития России;
  • – на основании рыночной стоимости земельных участков, которая определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Как разъясняет Минэкономразвития России, арендная плата за земелю должна быть установлена в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования (принцип экономической обоснованности).

При установлении размера арендной платы по договору аренды земельного участка, предоставляемого без торгов, за основу принимается кадастровая стоимость земельного участка с применением различных процентных ставок от 00,1% до 2% в зависимости от целевого назначения и вида разрешенного использования такого земельного участка.

В случае заключения договора аренды на торгах ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.

Арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, умноженной на процентную ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Далее пример из материалов юридической справочной системы «Система Юрист»:
ОАО «Х.» обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании недействительными уведомлений о повышении размера арендной платы.
Суд установил, что договором аренды стороны предусмотрели возможность арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы арендодатель направляет арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, и это является основанием для внесения арендатором арендных платежей в соответствии с этим отчетом. Также суд пришел к выводу, что фактическое изменение размера арендной платы в результате проведенной оценки ее рыночной стоимости не является изменением размера арендной платы, согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, а является исполнением условий договора.
Таким образом, поскольку договор аренды содержит условие об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы, увеличение размера арендной платы правомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2010 г. по делу № А33-1331/2010, определением ВАС РФ от 10 декабря 2010 г. № ВАС-16451/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Правила уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).
  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Как рассчитать стоимость аренды земельного участка

Администрации в регионах, устанавливая величину арендных платежей за пользование землями муниципального/государственного подчинения, не вправе закреплять свои обременения и обязательства, несущие ограничения правам и свободам предпринимателей. Вот почему решение такой задачи, как стоимость аренды земельного участка должно соответствовать действующим законодательным нормативам и проводиться в специализированных кадастровых инстанциях. Сегодня мы расскажем, как рассчитать арендную плату за земельный участок, владельцем которого является гражданин или организация на правах частной собственности, а также на муниципальные/федеральные территории.

Однако, главным нормативно-законодательным актом, регулирующим земельные отношения в России, остается Земельный кодекс (ст. 22, 9, 10, 39), но не следует забывать и о Гражданском кодексе.

Основы расчета арендной платы за земельный участок

Все чаще городские жители убегают от пыльного, шумного, загрязненного города в пригородные площади или выезжают на природу. Хорошо, если позволяют финансовые средства, тогда можно приобрести участок и построить дом для постоянного проживания. И хотя владение загородным домом недешевое удовольствие, все же проводить выходные на свежем воздухе, на природе вполне реально для любой семьи.

Покупка земельного участка в собственное владение тоже дорогое удовольствие, поэтому оптимальным вариантом будет подписание договора аренды земли.

Логично, что перед подписанием соглашения следует разузнать, как осуществляется расчет арендной платы за земельный участок. Выполнить его не составит труда, но предварительно следует ознакомиться с законодательной базой и нормативными документами, найти формулу для вычислений и учесть моменты, которые значительно влияют на объемы платежей за год и ежемесячно.


Покупка земельного участка в собственное владение тоже дорогое удовольствие, поэтому оптимальным вариантом будет подписание договора аренды земли.

Этап 4-й. Решение уполномоченного органа

Если границы участка определены, угодье поставлено соответствующим образом на учет кадастра и у вас имеется выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт, идите в муниципалитет за разрешением на выделение указанной земли в собственность на безвозмездной основе! Решение муниципалитета, которое оформлено письменно и заверено надлежащим образом, является юридическим основанием для регистрации права собственности (статья 39.15 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.).

Предусмотрено 2 основных способа стать собственником ЗУ:

Подготовительный этап

В первую очередь необходимо определиться, есть ли у землепользователя право приватизировать землю бесплатно.

На безвозмездной основе физические лица могут приватизировать землю один раз в жизни в следующих случаях:

  • Если лица используют государственную землю более пяти лет по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • Если лица обладают правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • При наличии права собственности на строения в границах участка;
  • При начале фактического пользовании участком до 25 октября 2001 года;
  • Многодетные семьи.

Важно помнить, что приватизация государственных участков после пяти лет использования возможна только в случаях, когда соблюдены обговорённые условия такого пользования (ст. 39.5 ЗК РФ).

К таким условиям могут относиться следующие:

  • Строительство жилья на участке;
  • Занятия определённым видом деятельности на участке;
  • Работа по востребованной в сельской местности профессии в течение обговорённого срока.

При получении права собственности на строение, расположенное на арендованном у государства земельном наделе, такой надел также подлежит безвозмездной приватизации (п. 1 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут приватизировать землю бесплатно для занятия сельским хозяйством в целях обеспечения внутренних нужд без права извлекать прибыль (ст. 39.5 ЗК РФ).

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут приватизировать землю бесплатно для занятия сельским хозяйством в целях обеспечения внутренних нужд без права извлекать прибыль (ст. 39.5 ЗК РФ).

Процесс, процедура

Ключевые этапы перевода государственной земли в частную собственность:

  • ЭТАП №1– Определяемся с документами

Предполагаемый перечень установлен в Приказе Минэкономразвития РФ за 2015 год. Собираемые документы формируются в единый пакет. На первом этапе соискатель делает запрос о возможности приватизировать участок. Взамен уполномоченный орган выдаёт расписку о принятии документов.

  • ЭТАП№2Направляем заявку в администрацию

Определитесь, куда именно пойдут документы на приватизацию участка. Ориентиром выступает распорядитель земли: если это муниципалитет – то администрация, если федеральный орган – то отделение Росимущества (ст. 39.2 ЗК РФ).

  • ЭТАП№3Получаем ответ уполномоченного органа

Администрация выдаёт окончательное или предварительное решение. Первый случай стандартный: если границы уже установлены, межевание проведено, кадастровые документы на руках – останется зарегистрировать право собственности в Росреестре. При отсутствии согласованных границ нужно будет заказать кадастровые работы. Администрация выдает предварительное решение о предоставлении земли.

  • ЭТАП№4Ставим землю на кадастровый учет

Третий этап, один из самых важных – в ходе него заявитель проводит межевание, устанавливает границы и оформляет кадастровый паспорт на землю. Самостоятельно такую работу не провести. Поэтому, нужно заключить договор с кадастровым инженером. Например, из Росреестра. Услуга является платной, и составляет наибольшую строку расходов во время приватизации участка земли.

  • ЭТАП №5 – Регистрация прав в Росреестре

Окончательный пакет документов вместе с постановлением администрации передаётся регистраторам. Обычно это делают через МФЦ (реже — напрямую в Росреестре). Подаются заявление и документы. Если все оформлено по правилам и замечаний нет, вы получите выписку из ЕГРН в электронном формате.

Государственная регистрация перехода права собственности предполагает соблюдение Административного регламента. Следуя упрощенному порядку, представители администрации должны рассмотреть заявление гражданина в срок от 14 до 30 дней (максимум 45 дней). Обработка и выдача электронной выписки из ЕГРН обойдется еще в 3-10 дней.

Ссылка на основную публикацию