Для сельхоз угодий
Наследование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, осуществляется в соответствии с нормами, прописанными в Федеральном законе №101. В частности, статья 11 этого закона указывает на то, что в процессе ведения наследственного дела нужно руководствоваться правилами части 3 Гражданского кодекса. Каких-либо особых разрешений для проведения данной операции в соответствии с действующим законодательством получать не нужно, за исключением ситуаций, прописанных в статьях 3 и 4 указанного закона.
В соответствии с нормами, указанными в статье 3 этого закона, юридические или физические лица, являющиеся представителями других государств, не имеют возможности переоформления участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, в частную собственность, даже если являются прямыми наследниками.
Юридическое лицо может быть зарегистрировано и на территории России, но если уставной капитал организации более, чем на 50% состоит из иностранных вкладов, компания будет относиться к категории иностранных.
Последняя категория дел отличается исключительной подсудностью государственных органов России, то есть подобные ситуации не могут рассматриваться какими-либо судами за границей.
Вступление в наследство, если прямой наследник иностранец
Процедура принятия наследства для иностранцев предполагает вступление в свои права на наследуемое имущество в течение 6 месяцев с момента смерти наследодателя. При этом, как и для граждан России, возможно два способа принятия наследства для иностранца:
- фактически. Это означает совершение иностранным гражданином – наследником определенных действий в отношении наследственного имущества. Например, уход за ним, оплата расходов на его содержание и т.д.;
- формально. Это означает, что наследник оформляет наследство документально. Для этого он подает заявление нотариусу и получает свидетельство о праве наследования.
Для иностранного гражданина приемлемы оба способа. Однако на практике фактически принять наследство иностранному гражданину бывает сложно. Он проживает в другом государстве, и заниматься самостоятельно содержанием и использованием наследственного имущества постоянно иногда просто невозможно. Именно поэтому предпочтительнее оформить свидетельство о праве на наследство. Оно будет достоверно подтверждать права наследника – иностранца даже в его отсутствие в России . Если приехать в Россию для принятия наследства лично у иностранного гражданина нет времени или возможности, он может прибегнуть к помощи представителя. Для этого необходимо оформить доверенность на лицо, которое будет представлять интересы иностранного гражданина по вопросам наследования. Представитель может полностью оформить наследство в собственность иностранного гражданина и выполнить за него все необходимые действия.
Для получения имущества в наследство иностранному гражданину необходимо заплатить госпошлину за оформление свидетельства о праве на наследство. Кроме того, иностранец может прибегнуть к помощи нотариуса по защите и охране наследственного имущества, так как сам этого сделать не может. Оплата дополнительных и обязательных расходов осуществляется иностранным гражданином в валюте и по тарифам страны, в которой происходит процесс наследования.
Часто иностранный гражданин не вступает в наследование вовремя по причине неосведомленности о смерти наследодателя. Особенно это возможно, если наследование происходит по завещанию. В него наследодатель может включать любых наследников, по его личному желанию. Именно поэтому гражданин может просто не знать о том, что он включен в какое-либо завещание, особенно если он проживает в другой стране.
Где установлены правила наследования для иностранных лиц?
В статье 2 Гражданского кодекса РФ специально закреплено следующее положение: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законодательством».
- Движимое имущество. Для оформления наследственных прав компетентны органы государства по месту последнего жительства наследодателя.
- Недвижимое имущество. Компетентны учреждения государства по месту нахождения такого имущества.
Наследственные права иностранных граждан в Российской Федерации
Вопросы оформления наследственных прав иностранных граждан являются наиболее сложными в практике работы нотариусов, ведущих наследственные дела. Кроме прочего, это объясняется отсутствием должного правового регулирования в данной сфере, т.е. отсутствием подзаконных нормативных правовых актов в этой области права, в том числе на уровне Минюста России. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется как правом страны, гражданином которой является иностранец, так и законодательством Российской Федерации, прежде всего Конституцией России, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции России). Статья 2 Гражданского кодекса РФ специально закрепляет положение о том, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с российским законодательством иностранные граждане могут иметь на праве собственности имущество и соответственно могут его завещать и наследовать на равных основаниях с гражданами Российской Федерации. В отношении наследования иностранцами в России никаких ограничений не установлено; им предоставляется право наследования независимо от того, проживают они в России или нет.
Предоставляя иностранным гражданам право наследования, российское законодательство никогда не предусматривало условия о взаимности.
И хотя ст. 1232 Гражданского кодекса РФ (как и ранее действовавшая ст. 162 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик) предусматривает возможность установления Правительством РФ ответных ограничений (реторсий) в отношении прав граждан государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц, представляется, что эти ограничения не должны применяться к отношениям в области наследования и носят декларативный характер, поскольку нельзя признать справедливым ущемление прав частных лиц за действия государства.
Вместе с тем имеются прямые законодательные ограничения в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), установленные российским законодательством. Например, иностранцы не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации (ст. 15 Земельного кодекса РФ). Поэтому, если в результате наследования наследником будет являться иностранный гражданин или лицо без гражданства, соответствующие земельные участки подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности.
Те же последствия возникают для иностранных граждан и лиц без гражданства при наследовании ими земельных участков сельскохозяйственного назначения (ст. 5 и И Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Гражданский кодекс РФ (раздел VI «Международное частное право») предусматривает, что применимое национальное право определяется в соответствии с международными конвенциями, в которых участвует Российская Федерация, а также в соответствии с двухсторонними соглашениями о правовой помощи, заключенными Российской Федерацией с рядом иностранных государств.
В тех случаях, когда такие международные договоры Россией с соответствующими странами не заключены, применяются нормы законов, и прежде всего Гражданского кодекса РФ. В этом случае если не удается установить применимое право, то последнее устанавливается по обычаям делового оборота, признаваемым в России (ст. 1186 ГК РФ).
Международные договоры признаются не только полноправными источниками российского права, но им отдается приоритет. Положения международных договоров и конвенций, участницей которых является Россия, были восприняты при разработке раздела VI ГК РФ «Международное частное право».
В международном частном праве при регулировании отношений с участием граждан часто встречаются ссылки на закон гражданства лица, закон места жительства лица. Эти ссылки нашли отражение в нашем законодательстве.
Теперь в ГК РФ впервые четко определен так называемый личный закон физического лица. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Встречаются ситуации, когда лицо имеет два гражданства (России и другой страны), а порой и несколько гражданств. В этих случаях приходится решать вопрос о том, какой закон применять к правоотношениям с участием этого гражданина. Согласно ст. 1195 ГК РФ, если у человека несколько гражданств и одно из них российское, то применяться будет российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право.
Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом (ст. 1197 ГК РФ).
По общему правилу отношения по наследованию определяются по праву той страны, где наследодатель имел последнее место жительства (ст. 1224 ГК РФ). Понятие места жительства лица дается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Следующий вид коллизионной привязки — это закон места нахождения имущества.
Двухсторонняя коллизионная норма в отношении недвижимого имущества указывает на пределы применения как российского, так и иностранного права. Статья 1224 ГК РФ предусматривает, что наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в России — по российскому праву.
По российскому законодательству способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма завещания или акта о его отмене определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или указанного акта. Вместе с тем учитывается и закон места заключения сделки. Завещание и акт его отмены не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям законодательства места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.
Действующее российское законодательство специально предусматривает возможность принятия наследства через представителя (ст. 1153 ГК РФ). Подобной нормы в ГК РСФСР 1964 г. не существовало. Такой порядок очень благоприятен для принятия наследства наследником-иностранцем, поскольку он в большинстве случаев проживает вне пределов России.
Следует отметить, что почти все договоры о правовой помощи и консульские конвенции устанавливают специальные правомочия дипломатического или консульского представительства на территории одной из договаривающихся сторон по вопросам наследования. Дипломатический или консульский представитель имеет право представлять интересы граждан перед органами другой договаривающейся стороны без представления на это доверенности, если эти граждане не проживают на ее территории и не назначили уполномоченного.
В России действует шестимесячный срок принятия наследства со дня смерти наследодателя. В судебной практике срок для принятия наследства иностранцами продлевается по тем же основаниям, что и для российских граждан (например, если наследник не знал об открытии наследства или пропустил срок по другим уважительным причинам), а не в силу постоянного проживания наследника за границей или самого факта иностранного гражданства наследника.
Специальные постановления об исчислении срока для принятия наследства содержатся в договорах о правовой помощи с Болгарией (п. 4 ст. 39 договора), Венгрией (п. 3 ст. 44 договора) и Польшей (п. 3 ст. 46 договора). Как предусматривается в этих договорах, в тех случаях, когда наследодатели являлись гражданами соответствующих договаривающихся государств и умерли на территории другого государства, срок для принятия наследства будет исчисляться со дня уведомления дипломатического или консульского представителя о смерти наследодателя.
Существенными являются положения международных договоров и конвенций о незамедлительном уведомлении другой договаривающейся стороны, гражданином которой являлся умерший, о смерти наследодателя и доведении до сведения дипломатического или консульского представительства всех данных, которые известны в отношении наследников, отказополучателей, о составе и размере наследства, о наличии или отсутствии завещания, о том, какие меры приняты по охране наследства, и других сведений.
Аналогичные положения предусмотрены двухсторонними договорами о правовой помощи (например, договор России с Молдовой (ст. 46), Эстонией (ст. 46), Латвией (ст. 46), Литвой (ст. 46), Болгарией (ст. 36), Египтом (ст. 33), КНДР (ст. 40), Польшей (ст. 46) и т.д.).
Большое практическое значение имеет определение того, в компетенцию органов какой страны входит производство по делам о наследовании. Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании недвижимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой находится недвижимость. В отношении движимого имущества возможны два варианта.
Ряд договоров о правовой помощи и правовых отношениях предусматривает, что производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения юстиции договаривающейся стороны, на территории которой наследода тель имел последнее место жительства. Такой порядок установлен в договорах России с Чешской и Словацкой республиками (ст. 43), Литвой (ст. 45), Латвией (ст. 45), Эстонией (ст. 45), Молдовой (ст. 45), Египтом (ст. 32), а также в соответствии с Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях стран СНГ (ст. 48).
Иные международные договоры предусматривают, что производство по делам о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Подобная норма закреплена в договорах России с Вьетнамом (ст. 38), Венгрией (ст. 40), КНДР (ст. 39), Болгарией (ст. 35), Польшей (ст. 45).
Вместе с тем в большинстве указанных договоров содержится оговорка: если все движимое наследственное имущество находится на территории договаривающейся стороны, где наследодатель не имел последнего места жительства или гражданином которой он не был, то по заявлению наследника или отказополучателя при согласии всех наследников производство по делу о наследовании ведут учреждения этой договаривающейся стороны.
Происходящие в России социально-экономические процессы обусловливают постоянный рост числа наследственных дел с участием иностранцев. Именно поэтому правовое регулирование в этой области права нуждается в совершенствовании, в связи с чем хотелось бы выразить надежду, что Министерство юстиции Российской Федерации наконец издаст соответствующие методические рекомендации. Это, безусловно, будет способствовать правильному применению законодательства и облегчит работу нотариусов.
Те же последствия возникают для иностранных граждан и лиц без гражданства при наследовании ими земельных участков сельскохозяйственного назначения (ст. 5 и И Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Вступление в наследство иностранным гражданином
Автор статьи: Анастасия Иванова Последнее изменение: Январь 2022 года 766 0
В ГК РФ перечисляются правила, на основании которых иностранцы имеют право получать наследство от умерших родственников, являющихся россиянами. Основные нюансы приводятся в ст. 2022 ГК. Получение наследства иностранным гражданином возможно только при участии нотариуса, открывающего конкретное наследственное дело. Дополнительно получатель должен уплачивать налог с полученных ценностей.
Задать вопрос эксперту
Проблема наследования земельных участков иностранными гражданами
Рубрика: Государство и право Дата публикации: 07.12.2022 2022-12-07 Статья просмотрена: 186 раз Равшанова С.
Ф. // Молодой ученый. 2022. №49. С. 267-269. URL https://moluch.ru/archive/183/46907/ (дата обращения: 12.04.2021).
Субъективные основания наследования земельных участков связаны с личностными характеристиками наследников, в частности наличия либо отсутствия у них гражданства РФ. Иностранные граждане не могут иметь на праве собственности участки земель отдельных категорий. Во-вторых, согласно ст. 11 ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
иностранные граждане могут владеть земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды [7].
Так, Правительство Самарской области обратилось в суд с иском к Н.
о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах.
На сам порядок преемства влияет множество факторов, которые с легкостью могут ввести в заблуждение, вследствие чего создаются различные спорные ситуации, влекущие вражду между претендентами на имущество умершего родственника. Процесс во многом схож с правилами наследования имущества другого рода, но существуют свои нюансы, которые необходимо учитывать.
Нюансы наследования земельного участка иностранным гражданином в России
В некоторых странах иностранным гражданам не разрешено приобретать земельные участки. А как обстоят дела в РФ? Иностранные граждане могут иметь на праве собственности недвижимое имущество, правда, здесь законами предусмотрено несколько исключений, об этом подробнее…..
Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность (ст.9).
Из положений ст. 35 Конституции РФ следует, что субъектом конституционного права частной собственности может являться каждый – как физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация, иностранная организация), находящиеся на территории государства.
Применительно к праву собственности на землю Конституция РФ в ч. 1 ст. 36 уточняет, что к субъектам данного права относятся граждане Российской Федерации и их объединения. Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает для иностранных граждан ограничения права собственности на земельные участки.
Например, иностранцам не предоставляются в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, там, где природные территории находятся под особой охраной. Иностранцы в нашей стране не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья. Владеть такими участками они могут только на правах аренды. Если в компании в уставном капитале доля иностранного капитала более, чем пятьдесят процентов, то земли, предназначенные для сельхозработ, такой компании в собственность не предоставляются. Иностранцам так же не предоставляются в собственность недра, леса, континентальный шельф. Эти объекты иностранцу могут быть предоставлены только в аренду, и то, только при условии, что он имеет соответствующую лицензию. Из приведенных выше примеров видно, что основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Но иностранец может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Итак, вернемся к законодательству Российской Федерации. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2016 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
В Краснодарском крае к таким территориям относятся:
· Муниципальное образование Ейский район,
· Муниципальное образование Каневский район,
· Муниципальное образование Мостовский район,
· Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район,
· Муниципальное образование Славянский район,
· Муниципальное образование Темрюкский район,
· Муниципальное образование Туапсинский район,
· Муниципальное образование Щербиновский район,
· Муниципальное образование город Анапа,
· Муниципальное образование город-курорт Геленджик,
· Муниципальное образование город-курорт Новороссийск,
· Муниципальное образование город-курорт Сочи.
В связи с изданием Указа вступил в силу запрет, установленный Земельным кодексом РФ, на обладание на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. С момента вступления в силу Указа, то есть с 9 января 2011 года, указанные лица не могут обладать такими участками на праве собственности, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, – это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).В частности, в список входят города так или иначе расположенные в определенной близости от государственной границы РФ.
Данная норма является императивной, то есть применение части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ является обязательной и обходу никоим образом не подлежит.
Итак, Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях Российской Федерации.
Однако рассмотрим следующую ситуацию…, до вступления в силу Указа действующее законодательство разрешало иностранцам приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях у частных собственников на основании любых сделок за исключением приватизации. Нет ничего удивительного в том, что на момент вступления в силу Указа на приграничных территориях образовалось определенное количество иностранных собственников земельных участков.
Чтобы проанализировать возможную судьбу земельного участка, расположенного на приграничных территориях и находящегося в собственности иностранного гражданина или иностранного юридического лица, необходимо ответить на вопрос, на каком основании этот земельный участок был приобретен в собственность.
Возможные последствия для «незаконных» собственников. Запрет на приватизацию иностранными гражданами и юридическими лицами земельных участков из госсобственности на приграничных территориях действовал и до вступления в силу Указа. Следовательно, есть вероятность того, что лицо, приобретшее право собственности на такой земельный участок в порядке приватизации, сделало это в нарушение действовавшего законодательства, а значит, есть основания квалифицировать такую сделку как недействительную. Согласно правилам Гражданского кодекса РФ, каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах (с учетом применимого срока исковой давности).
Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, незаконно приобретшие земельные участки на приграничных территориях в порядке приватизации, однозначно находятся в «группе риска», поскольку могут лишиться этих участков в результате применения последствий недействительности к заключенным им сделкам.
Возможные последствия для законных собственников. Другую группу составляют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, приобретшие земельные участки на приграничных территориях до вступления в силу Указа на основании сделки купли-продажи у частного собственника, в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Ни Земельный кодекс, ни Указ не содержат специальных норм, устанавливающих судьбу земельных участков, расположенных на приграничных территориях, которые тем или иным законным образом были приобретены в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами до вступления в силу Указа.
С одной стороны, права указанных лиц на приобретенные ими земельные участки должны быть защищены общей нормой законодательства о том, что закон не имеет обратной силы. Однако при этом нельзя забывать о правилах, содержащихся в Гражданском кодексе РФ в отношении имущества, ограниченного в обороте, поскольку в силу ограничений, установленных Земельным кодексом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, могут быть квалифицированы в качестве такого имущества.
Согласно ст. 238 Гражданского кодекса, если такого рода имущество оказалось у лица на законном основании, однако данное лицо по закону лишено возможности обладать им на праве собственности, такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 названной статьи Кодекса).
Возможность применения ст. 238 ГК РФ к рассматриваемой ситуации вызывает множество вопросов, поскольку указанный в ней годичный срок может быть не релевантен (ведь на момент вступления в силу Указа земельный участок мог законно находиться в собственности такого иностранного лица более чем в течение года). Однако факт наличия данной нормы в действующем законодательстве РФ не позволяет в настоящее время сделать однозначный вывод о том, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, законно приобретших земельные участки на приграничных территориях, никак не будут затронуты в связи с принятием Указа.
Неоднозначность сложившейся ситуации, вероятно, может быть разрешена либо формированием судебной практики, либо принятием законодателем специальных нормативно-правовых актов, регулирующих дальнейшую судьбу земельных участков на приграничных территориях, оказавшихся в собственности иностранных граждан или юридических лиц, либо принятием уполномоченными инстанциями официальных разъяснений в отношении применения к данной ситуации действующего законодательства Российской Федерации.
Судебная практика.
Суды в целом правильно применяют нормы материального права, в частности, положения статей 3, 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.
По делам данной категории судьи проверяли, не изменилось ли гражданство ответчика, не совершил ли он к моменту рассмотрения дела сделку по отчуждению земельной доли или земельного участка и, соответственно, сохраняется ли у него обязанность по продаже земельного участка. Например, решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2016 года (дело №) по иску прокурора города Новороссийска гражданин Аглинишкис В.В. понужден к продаже принадлежащих ему долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….
Принимая такое решение, суд правильно исходил из того, что ответчик Аглинишкис В.В. является гражданином иностранного государства, его право собственности на спорные земельные доли зарегистрировано 29 марта 2005 года и 15 апреля 2005 года и в течение года с момента государственной регистрации права ответчик не произвел отчуждение земельных долей.
В то же время следует отметить, что при вынесении решения по требованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в резолютивной части обязательному указанию подлежит о продаже такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), поскольку именно такой порядок установлен статьей 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель.
Для иностранных граждан и организаций все-таки действует ограничение в осуществлении прав землепользования в отношении земельных участков, расположенных на приграничных территориях РФ, перечень которых установлен Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ и в случае когда имущество не отчуждено собственником, такое имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
В некоторых странах иностранным гражданам не разрешено приобретать земельные участки. А как обстоят дела в РФ? Иностранные граждане могут иметь на праве собственности недвижимое имущество, правда, здесь законами предусмотрено несколько исключений, об этом подробнее…..
Право аренды на землю у иностранных граждан
По общему правилу иностранные граждане, лица без гражданства могут обладать земельными участками на праве аренды (пункт 1 статьи 22 Земельного кодекса).
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании и предприятия с долей иностранного владения более 50% могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Ограничение здесь одно:
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право аренды земельного участка. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется (пункт 5 статьи 35 Земельного кодекса).
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании и предприятия с долей иностранного владения более 50% могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Билет 18. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации.
В Российской Федерации иностранцам в области наследственного права предоставляются одинаковые права с российскими гражданами.
Так, иностранные граждане могут в соответствии с законодательством Российской Федерации наследовать и завещать имущество, следовательно, они могут быть и наследниками на равных основаниях с российскими гражданами.
Так, если в Российской Федерации откроется наследство после смерти российского гражданина и в круг его наследников входит иностранец, то он тоже является наследником причем на равных основаниях с российским гражданином.
Следует отметить, что в отношении наследования иностранцами в Российской Федерации никаких ограничений не установлено; им предоставляется в области наследования национальный режимнезависимо от того, проживают они в Российской Федерации или нет.
Предоставляя иностранцам национальный режим в области наследования, наше право не ставит условия о взаимности – именно из этого принципа исходят и договоры о правовой помощи, предусматривающие, что граждане одной страны в отношении наследования полностью приравниваются к гражданам другой страны.
В отношении налогообложения в области наследования на иностранцев распространяется тот же режим, что установлен в отношении отечественных граждан. Это означает, что доходы в денежной и натуральной форме, полученные наследником от физических лиц, за исключением авторских вознаграждений, налогообложению не подлежат.
Что касается наследственных сумм, причитающихся иностранцам, то они переводятся из Российской Федерации за границу беспрепятственно, но при наличии взаимности в отношении переводов со стороны соответствующего иностранного государства.
В соответствии со ст. 1224 Гражданского кодекса РФ отношения по наследованию определяются по закону той страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Таким образом, в области наследования как коллизионный принцип применяется закон страны места жительства наследодателя.
В отношении наследования по завещанию указанная статья предусматривает также, что при определении формы завещания принцип места жительства является основным, остальные принципы – дополнительные, а в отношении способности составления завещания за основу принят только один принцип – принцип места жительства наследодателя.
В то же время в случае завещания строений, находящихся в России, предусматривается применение российского закона и при определении способности лица к составлению / отмене завещания, и в отношении его формы.
Российское законодательство устанавливает специальный порядок для принятия наследства отсутствующим наследником, то есть наследником, который не проживает в том месте, где жил наследодатель. Согласно соответствующим статьям Гражданского кодекса РФ, наследники, отсутствующие в месте нахождения наследства, могут принять наследственное имущество лично или через поверенных в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Для этого наследник лично или через назначенного им представителя подает специальное заявление в нотариальную контору по месту последнего жительства наследодателя, а если оно неизвестно — по месту нахождения наследственного имущества.
Шестимесячный срок начинает течь со дня смерти наследодателя. Срок для принятия наследства может быть продлен по заявлению заинтересованных лиц в исключительных случаях (продолжительная болезнь и др.). В судебной практике срок для принятия наследства иностранцами продлевался на тех же общих основаниях, что и для всех российских граждан, а не в силу постоянного проживания наследника за границей или самого факта иностранного гражданства наследника.
Что касается специфических особенностей наследственных прав иностранцев в Российской Федерации, то специальные постановления по этим вопросам – например, об исчислении срока для принятия наследства содержатся в договорах о правовой помощи с Болгарией, Венгрией и Польшей.
Как предусматривается в указанных международных договорах, в тех случаях, когда наследодатели являлись гражданами соответствующих договаривающихся государств и умерли на территории другого государства, срок для принятия наследства будет исчисляться со дня уведомления дипломатического или консульского представителя о смерти такого наследодателя.
Наследственные права российских граждан за границей
За границей могут возникать отношения по наследованию после смерти гражданина Российской Федерации в иностранном государстве, когда наследодателем был российский гражданин.
Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного государства, либо в силу правил международного соглашения.
Так, в договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, установлено, что право наследования движимого имущества регулируется законодательством той договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент своей смерти, а право наследования недвижимого имущества — законодательством той стороны, на территории которой находится имущество.
Под недвижимым имуществом по российскому закону могут пониматься только строения, поскольку земля и земельные участки в Российской Федерации не являются объектом права частной собственности граждан. В других же государствах недвижимым имуществом могут быть и земельные участки.
Движимое имущество — это, прежде всего, вещи, денежные суммы и другое имущество. По договору с Вьетнамом этот вопрос решается по закону страны места нахождения такого имущества.
Правила о применении тех или иных правовых норм страны, на территории которой находится имущество, к отношениям по наследованию есть в договорах, заключенных с другими государствами. Так, консульские договоры с Австрией, Финляндией и ФРГ устанавливают, что при наследовании недвижимого имущества применяется закон того государства, где оно находится.
Кроме того, в договорах с Австрией и Финляндией предусмотрено еще и то, что закон места нахождения имущества может быть применен и при наследовании движимого имущества, если об этом просят сами наследники.
Договоры о правовой помощи обычно устанавливают, что производство по делам о наследовании движимого имущества осуществляют органы того государства, гражданином которого был наследодатель, а относительно недвижимого — органы страны, на территории которой это имущество находится (правила о компетенции органов).
Согласно договорам о правовой помощи, способность лица составлять или отменять завещание определяется законодательством страны гражданства наследодателя, и форма завещания определяется этим законодательством. Однако для действительности завещания достаточно, если оно будет соответствовать законодательству той страны, на территории которой составляется.
В Многосторонней конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г. предусматривается следующее правило:
«если по законодательству страны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит государству, гражданином которого является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит государству, на территории которого это имущество находится».
Под недвижимым имуществом по российскому закону могут пониматься только строения, поскольку земля и земельные участки в Российской Федерации не являются объектом права частной собственности граждан. В других же государствах недвижимым имуществом могут быть и земельные участки.
Особенности наследования земельных участков
Земельный участок входит в состав наследства, если он принадлежит покойному:
- на праве собственности;
- на праве пожизненного наследуемого владения.
Если земля принадлежит нескольким совладельцам, то в состав наследства входит доля участка, принадлежащая покойному.
При наследовании в состав земельного участка входят:
- почва;
- растения;
- водные объекты.
Гражданин имеет право завещать надел, а также здания и сооружения, которые на нем возведены. Причем, они наследуются как самостоятельные объекты. То есть можно отдельно завещать землю, отдельно здание.
Если земельная доля остается невостребованной, то она переходит в собственность Российской Федерации (государства, муниципалитета, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) в зависимости от места расположения, как выморочное имущество (ст. 1151 ГК РФ).
Гражданин имеет право завещать надел, а также здания и сооружения, которые на нем возведены. Причем, они наследуются как самостоятельные объекты. То есть можно отдельно завещать землю, отдельно здание.
Правовой аспект
Конституция в п. 3 ст. 62 уравнивает в правах российских, иностранных граждан и лиц без гражданства. Все они могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, а также имеют возможность судебной защиты своих прав.
Определенный перечень ограничений для иностранных лиц все же есть. Их не так много, как в других странах, но они необходимы. Это не прихоть законодателя, они стоят на страже государственной целостности и безопасности.
Все запреты связаны с покупкой земли. К примеру, нельзя купить земельный участок в ряде приграничных территорий или закрытых административно-территориальных образованиях. Об этом необходимо помнить, если вы приобретаете таунхаус вместе с землей. Полный перечень закрытых образований можно найти в Постановлении Правительства РФ от 5 июля 2001 года №508.
Таким образом, купить квартиру иностранному гражданину разрешается, равно как и комнату, дом, часть квартиры или дома.
Нюансы покупки предусмотрены ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и касаются требований к документам, удостоверяющим личность при заключении сделки.
Основной документ – паспорт иностранного гражданина. Он должен быть переведен на русский язык, а сам перевод нотариально заверен. Если перевод сделан у иностранного нотариуса, то на него надлежит оформить апостиль (как правило, в виде оттиска печати или штампа).
Таким образом, купить квартиру иностранному гражданину разрешается, равно как и комнату, дом, часть квартиры или дома.
Ограничения, установленные законом
Полного запрета на приобретение земли в собственность иностранными гражданами в РФ не существует. То есть, отвечая на поставленный вопрос, нужно говорить так: купить участок в России человек, прибывший из-за рубежа, может, но не любой. Ограничения установлены рядом законодательных актов:
- В Земельном кодексе РФ указано, что иностранцы и лица, не имеющие гражданства, не могут приобретать приграничные земли. Их перечень определяется Президентом РФ лично. Кроме того, учитывается содержание правовых актов, касающихся вопросов Государственной границы. Для наглядности, приведем пример: допустим, что иностранным гражданам разрешили покупать земельные участки на границе. Если соседнее государство захочет увеличить территорию, то оно, в лице своих граждан, может скупить всю приграничную российскую землю.
- В ЗК РФ определено, что приобретение земельных участков, находящихся в России, иностранными гражданами недопустимо, если объекты недвижимости являются «особо установленными». Что именно это значит – не уточняется. Но можно предположить, что это некие ценные земли в прямом или переносном смысле.
- Ограничительные нормы содержатся и в других правовых актах. ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» говорит о том, что указанные участки не могут быть получены в собственность иностранцами. Между тем государство понимает, что с экономической точки зрения невыгодно устанавливать полный запрет на использование данных земель мигрантами и организациями из других стран. Поэтому, например, фермер из Казахстана может приехать в РФ, арендовать несколько полей и выращивать сельскохозяйственные культуры. Важно знать, что участки, о которых идет речь, не допускается передавать по праву наследования гражданину другого государства. Пример: семья в РСФСР состояла из родителей и двоих детей. Один из сыновей уехал работать в Харьков (Украина), а другой – остался с родителями. После распада Советского Союза отец умер. Если ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, то наследников в данной ситуации будет трое. Но нужно обратить внимание на состав имущества: квартира, автомобиль и земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственных нужд. Если никто не откажется от наследства, то квартира и машина будут поделены на троих, а вот земля может быть распределена только между наследниками, являющимися гражданами РФ.
- Законодательство об огородничестве и садоводстве тоже устанавливает определенные ограничения. Иностранец не может получить в собственность дачный участок.
Во всех остальных случаях покупка земли гражданином из-за рубежа, проживающим в России, разрешена. Не запрещено также и реализовывать мигрантам свои наследственные права.
Еще один нюанс, на который следует обратить внимание: продажа участка лицу, не имеющему российского гражданства, допустима (за исключением указанных выше ситуаций). Но такой человек не может приобрести землю в РФ на безвозмездной основе.
В качестве разъяснения: гражданин России, в определенных случаях, может бесплатно оформить в собственность участок, который принадлежит ему на праве владения или пользования. В подобной ситуации мигрант сможет только выкупить эту недвижимость. И то, как уже было отмечено, если на это не установлен запрет.
В итоге: можно ли продать российскую землю иностранцу, постоянно проживающему в РФ, или гражданину зарубежного государства, который живет у себя на родине? Да, в принципе, это допустимо. Какой-то участок, расположенный не на границе и не имеющий стратегического, сельскохозяйственного назначения – вполне.
Если в паспорте иностранца нет перевода сведений на русский язык, то его нужно сделать с заверением у нотариуса. Вид на жительство не вызовет никаких проблем.
Данные для расчета
Для того, чтобы арендодателю или арендатору самостоятельно подсчитать предстоящую плату за аренду земли, нужно знать две составляющие:
- кадастровая стоимость;
- коэффициент.
Корректирующий коэффициент зависит от нескольких обстоятельств.
Во-первых, от того, кто является землепользователем, а во-вторых, от того, какие цели преследует арендатор.
Получая землю по договору аренды, арендатор может поставить на участке магазин для розничной торговли, а может использовать его для субаренды.
Каждый способ использования предполагает определенную прибыль для ее арендатора.
К примеру, нельзя сравнить прибыль от использования земли под торговый центр и под посадку овощей. Поэтому специальный коэффициент нивелирует эту разницу. И делает выгодной аренду как для сельхозпроизводителя, так и для промышленного магната.
В эту величину закладываются несколько факторов. Их учитывают эксперты. В настоящее время кадастровая стоимость полнее отражает реальное положение дел и становится ближе к рыночной стоимости.
Что такое кадастровая стоимость земли и как она определяется?
Для многих остается секретом, что же такое кадастровая стоимость. А это важнейший элемент при расчете арендной платы в договоре аренды и других платежей при земельных отношениях.
Кадастровая стоимость земли — денежное значение, определяемое в ходе государственной оценки земельного участка по его основному назначению и хранящееся в базе данных Росреестра. Кадастровая стоимость является расчетной величиной.
Согласно российскому законодательству каждый объект недвижимости должен быть внесен в национальный реестр 1 раз.
Установление кадастровой стоимости земли закрепляется статьей 66 Земельного кодекса РФ.
Земля в России в целях классификации подразделяется на кадастровые кварталы, округа, районы. Они представляют собой единицы деления в земельном кадастре.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем оценки расположения, объектов на участке, размера площади. Как правило, оценку проводит государство либо местные органы власти, опирающиеся при этом на Земельный кодекс и нормативно-правовые акты, закрепляющие и определяющие кадастровую стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем оценки расположения, объектов на участке, размера площади. Как правило, оценку проводит государство либо местные органы власти, опирающиеся при этом на Земельный кодекс и нормативно-правовые акты, закрепляющие и определяющие кадастровую стоимость.
Инструкция по вычислению арендных платежей и формулы
Расчет платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, достаточно прост. Для его выполнения необходимо:
- располагать сведениями о стоимости земельного участка, определенной Росреестром в процессе проведения государственной кадастровой оценки;
- знать корректирующий коэффициент.
Для этого можно воспользоваться:
- сетью «Интернет», выяснив интересующие сведения через федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», для определения цены земли необходимо заполнить соответствующее поле, указав в нем адрес объекта, либо его кадастровый или условный номер;
- сервисом «Публичная кадастровая карта», для этого также потребуется ввести данные о кадастровом номере земельного надела;
- сервисом «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».
Что касается коэффициента, то он может варьироваться от 0,01 до 2 % от кадастровой стоимости участка земли и зависит от того, с какой целью территория берется в аренду.
Величина корректирующего коэффициента находится в прямой зависимости от целей, для которых арендуется участок земли (пункт 3 Постановления Правительства РФ № 582), и составляет: