О чем говорит закон
Порядок деления земельных участков производится на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 11.4 при образовании новых участков из одного у первоначального прекращается его юридический статус.
Раздел земельного надела дает право новым собственникам полноправно распоряжаться новыми участками. Если участок, который подлежал разделу, находился в совместной собственности, у всех владельцев остается право на новые сформированные части после раздела доли. Если между владельцами не подписано иное соглашение.
Деление земельного надела, находящегося в ведении некоммерческой компании, производится с учетом плана межевания территории. Это правило действует в том случае, если земля выделяется гражданам для ведения садового и дачного хозяйства. При делении такого надела могут быть образованы несколько участков, которые можно использовать как для садоводчества, так и для общего пользования. Полученный участок сохраняется в измененных границах.
Если участок принадлежит к собственности муниципалитета или государства, для его раздела заинтересованное лицо, которое пользуется наделом на праве аренды или пользования безвозмездно, должно подать заявление в орган исполнительной власти. Решение должно быть принято не позднее 30 дней. Оно может содержать утверждение схемы расположения участка, а может быть выражено в отказе.
Образец свидетельства о праве собственности на землю
- Документы, подтверждающие право владения участком.
- Если участок принадлежит собственности муниципалитета или относится к государственному ведению, необходимо постановление об утверждении схемы расположения участков на плане по кадастру. Оно должно быть выдано после 24 октября 2008 года.
- Постановление о предоставлении в пользование образуемого участка.
- Решение о предварительном согласовании места размещения объекта со схемой расположения.
Какие участки можно разделить?
Разделение участков может происходить на основании пожеланий совладельцев исходного надела или в соответствии с постановлением уполномоченного органа по управлению государственным и муниципальным имуществом.
При этом, категория участка, который будет разделяться, значения иметь не будет. То есть разделу могут подвергаться и земли, которые отнесены к категории земель населённых пунктов, и те земли, которые признаны сельхозугодиями.
Последние земли могут быть разделены только с сохранением первоначального участка в изменённых границах.
При разрешении вопроса о возможности разделения того или иного участка ключевую роль будут иметь его качественные характеристики, а именно:
- Площадь участка, которая не должна быть меньше установленных законом санитарных норм (размер минимального участка должен колебаться от шести до семи соток в зависимости от региона);
- Наличие на разделяемом участке природных или техногенных объектов, которые могут затруднить эксплуатацию вновь образованного надела (овраги, трансформаторные будки для обеспечения электроэнергией жильцов того или иного дома или улицы, которые устанавливались по решению муниципалитета) и т.д.
При этом, решение о разделе участка принимает не только кадастровый инженер после изучения представленных документов и установления факта соответствия существующего участка санитарным нормам.
Необходимость такого согласования объясняется тем, что регистрация произведённого раздела будет осуществляться с внесением соответствующих изменений в существующие кадастровые и иные документы, в том числе, и на уровне местной администрации.
- В случае приобретения участка несколькими совладельцами с целью эксплуатации участка, если было принято решение эксплуатировать его самостоятельно каждому собственнику;
- В случае, если земельный участок передаётся по наследству (если он находится в собственности у наследодателя или в пожизненном наследуемом владении) нескольким наследникам. При этом, суммарная площадь участка больше минимальной (если три наследника, то 18 соток и больше, четыре – 24 и больше и т.д.);
- Осуществляется раздел совместно нажитого имущества супругами при принятии ими такого решения или в случае расторжения брака;
- Желание владельца одного участка образовать несколько новых путём выделения долей в его имуществе для дальнейшего распоряжения долями;
- В случае, если речь идёт о землях, предоставленных садоводческим некоммерческим товариществам, если участники такого товарищества приняли решение оформить в индивидуальную собственность свои участки (общий надел сохраняется в изменённых границах);
- Если в процессе эксплуатации арендуемого участка возникла необходимость осуществить перераспределение земель путём его раздела, и такой раздел осуществляется собственником участка по просьбе арендатора.
Статья 11.4. Раздел земельного участка
СТ 11.4 ЗК РФ
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:
1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.
7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Коллегия адвокатов “Доверие”
Как сделать межевание земельного участка в 2022 году
Раздел долей земельного участка и виды разделов
Если участок находится в совместной долевой собственности, то каждый собственник имеет одинаковые права на данную землю, при этом не имеет значения размер доли собственника.
Право долевой собственности приобретается в результате приватизации участка двумя или более лицами. Основанием для приобретения этого права может стать суд, наследование и другие обстоятельства.
Право общего пользования землей возникает чаще всего между супругами и между родственниками. Но это в том случае, если речь идет о ранее проведенной государственной приватизации.
В случае развода или других мероприятий, в ходе которых будет принято решение о разделе данного земельного участка, все собственники будут находиться в равных условиях. Ни один из собственников не получает преимущественного права на данный участок.
Каждый собственник вправе потребовать разделения данного участка между всеми собственниками. Также каждый собственник вправе отказаться от раздела участка.
Первый, самый оптимальный вариант раздела участка – договор или соглашение о разделе земельного участка между собственниками. Для этого все собственники готовят свои документы для раздела, составляется общий договор, в котором каждый обозначает свое согласие на проводимую сделку.
Только после этого весь пакет документов необходимо сдать в отдел местного муниципалитета, занимающийся вопросами землепользования, договор также необходимо приложить. На этом этапе будут утверждены новые границы участков, также специалисты проводят проверку возможности данного раздела в данном конкретном случае.
После проведения документов на муниципальном уровне собственник земли должен обратиться в Регистрационную палату, здесь проводится процедура регистрации полученных прав на данную землю. Чтобы обращение было рассмотрено, необходимо подать заявление в установленные сроки.
Земельный участок может быть поделен в результате судебного решения. К этому варианту прибегают в том случае, если собственники не могут самостоятельно решить, каким образом может быть поделено совместное имущество, либо если один из дольщиков убежден, что его права ущемляются действиями другого собственника.
Исковое заявление может подать любой собственник, независимо от количества долей, находящихся у него в пользовании. Иск могут подать сразу несколько заинтересованных в этом собственников.
Каждый собственник вправе потребовать разделения данного участка между всеми собственниками. Также каждый собственник вправе отказаться от раздела участка.
Статья 11.4 ЗК РФ. Раздел земельного участка
Новая редакция Ст. 11.4 ЗК РФ
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:
1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.
7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
Этапы
Обратим внимание на процедуру раздела. Она состоит из нескольких этапов:
- Один из собственников согласовывает межевание земли с другими дольщиками. Обязательно получить письменное разрешение.
- Поиск организации, которая проведет процесс размежевания между собственниками. Обязательно проверяется действующая лицензия. При межевании присутствуют все дольщики или их представители. При необходимости инженеру представляются правоустанавливающие документы всех владельцев.
- Инженер производит установку новых границ. Они отмечаются специальными знаками или специальными межевыми столбиками. Определяется площадь новых участков. Составляются чертежи, и оформляется межевое дело.
- Составление мирного соглашения, заверенного нотариусом. Это делается, чтобы избежать споров в дальнейшем.
- В случае разногласий или невозможности найти одного из собственников подается иск в суд.
- Присвоение отдельного адреса каждому из участков. Собственники обращаются в органы местного управления, где пишут заявление. К нему прикладывают право собственности на землю, межевое дело, копию мирного соглашения или решения суда.
- Постановка новых участков на учет. Собственник обращается в Россреестр с заявлением, паспортом, межевым делом и постановлением о присвоении адреса. Заявление можно подать через МФЦ или по почте.
- Собственники регистрируют права собственности на разделенные участки.
Часто граждане интересуются — сколько стоит работа по разделению участка? Цены на кадастровые работы различаются в регионах страны. Например, в Московской области она вычисляется, как процент от стоимости участка. В других областях сумма может быть фиксированной. Обычно цена складывается из-за суммы межевания основного участка, который затем умножается на количество новообразованных.
- Документ, удостоверяющий личность.
- Правоустанавливающие документы на участок.
- Кадастровый паспорт.
- Постановление о присвоении отдельного адреса.
- Мирное соглашение, заверенное нотариусом или постановление суда.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ статья 11.4 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.
7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
Способы образования земельных участков
Также процедура выполняется в соответствии с земельным и градостроительным кодексом.
В процессе объединения несколько смежных участков образуют один новый участок. Существование смежных участков при этом прекращается.
В случае, когда происходит объединение земельных участков, принадлежащих разным правообладателям, у них возникает право общей долевой собственности на новый участок (аналогичное правило действует в отношении права общей собственности).
Вновь образованному участку присваивается уникальный кадастровый номер. Перераспределение нескольких смежных участков влечет образование двух и более новых смежных участков, при этом исходные земельные участки перестают существовать фактически и юридически. Право собственности на вновь образованные смежные участки возникает в соответствии с условиями соглашения собственников исходных участков.
При перераспределении вновь образованные участки сохраняют свое целевое назначение и виды разрешенного использования.
При достижении договорённости между собственниками земельных участков о решении вопроса путём раздела составляется мирное соглашение и заверяется нотариусом.Затем владельцы обращаются в регистрационную кадастровую палату,
Росреестра от 04.03.2022 N 14-01825-ГЕ/20 (вместе с Минэкономразвития России от 28.11.2019 N Д23и-41317 О рассмотрении обращения)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 4 марта 2022 г. N 14-01825-ГЕ/20
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя и письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 28.11.2019 N Д23и-41317 по вопросу оформления межевого плана земельного участка в связи с его образованием путем раздела земельного участка, предоставленного ранее садоводческому товариществу.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 ноября 2019 г. N Д23и-41317
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент) рассмотрел обращение по вопросу оформления прав на земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ), и в рамках установленной компетенции сообщает.
Согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии со статьей 3 Закона N 137-ФЗ до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такие земельные участки соответствуют в совокупности условиям, установленным пунктом 2.7 названной статьи, в частности испрашиваемый земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Порядок предоставления таких земельных участков установлен пунктом 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которому к заявлению гражданина или его законного представителя прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории указанной некоммерческой организации, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН);
протокол общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Таким образом, в рамках порядка, установленного статьей 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление сведений о земельном участке, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, не требуется (в том числе правоустанавливающих документов на такой земельный участок либо документов, определяющих местоположение его границ).
В этой связи следует обратить внимание на следующие выводы, следующие из судебной практики:
– бездействие некоммерческого объединения по оформлению прав на общий земельный участок само по себе не может служить препятствием для члена этого объединения в реализации права на получение земельного участка в собственность (определение Верховного суда Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 78-КГ16-3);
– член товарищества может реализовать свои права на приватизацию садового участка и в случае, если права на землю были прекращены, например в случае окончания срока действия договора аренды на земельный участок, составляющий территорию садоводства (определение Верховного суда Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 78-КГ16-19);
– сам по себе факт неустановления общих границ территории дачно-строительного кооператива не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании прав на земельный участок за членом такого кооператива (определение Верховного суда Российской Федерации от 6 декабря 2016 г. N 5-КГ16-149).
Из положений пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ следует, что садовый земельный участок образуется в результате раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ранее предоставленного в пользование соответствующей некоммерческой организации.
Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ земельный участок не может быть образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Принимая во внимание цель предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 3 Закона N 137-ФЗ, а также ограниченный срок действия такого порядка, по мнению Департамента, в случае если в отношении исходного земельного участка (имеется ввиду территория ведения гражданами садоводства/огородничества) не осуществлялся государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, сведения о таком земельном участке на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в межевом плане могут не отражаться.
Также следует отметить, что в случае если сведения об исходном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), с учетом положений пункта 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в порядке, установленном статьей 3 Закона N 137-ФЗ, необходимо представить межевой план, подготовленный кадастровым инженером в связи с образованием такого земельного участка путем раздела участка, предоставленного ранее созданной некоммерческой организации, с сохранением исходного участка в измененных границах.
При этом отсутствие описания местоположения границ исходного земельного участка в ЕГРН не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета как в отношении образуемых из него земельных участков, так и в отношении внесения в сведения ЕГРН изменений характеристик исходного земельного участка (в частности, его площади) в связи с таким образованием и не требует предварительного (до образования новых земельных участков) уточнения местоположения границ исходного земельного участка.
– член товарищества может реализовать свои права на приватизацию садового участка и в случае, если права на землю были прекращены, например в случае окончания срока действия договора аренды на земельный участок, составляющий территорию садоводства (определение Верховного суда Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 78-КГ16-19);
Новые законы о земельных участках в 2022 году
Новые законы о земельных участках в 2022 году
Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд. Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости. А эта запись может появиться только после процедуры межевания.
Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству. Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт. Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности.
Новый закон о земельных участках 2022
Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2022 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2022 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей.
Изменения в земельном законодательстве с января 2022 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2022 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?
Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2022 году
Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2022 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.
Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.
Как сделать межевание земельного участка в 2022 году
Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2022 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание. Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ). Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные.
Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии
Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре. Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок. Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2022 года будет несколько изменён.
Что такое межевание земельного участка по новому закону 2022 года
Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде.
С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2022 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.
Новый порядок изъятия земельных участков в 2022 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола
Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Новые изменения в законе о земельных участках 2022 года
В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.
Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.
Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2022 года на переднем сиденье
Алгоритм межевания земельного участка в 2022 году
Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре.
передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей);
который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств;
который должен разделяться, передаваться или объединяться.
Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно
Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2022 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.
Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.
Новый закон о садоводстве с 1 января 2022 года
Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2022 года считаются садовыми земельными участками.
До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.
Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2022 в крыму
Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);
Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью. Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна. Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона.
Межевание земельного участка до 2022 года: закон
Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.
По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.
Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2022 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.
Как разделить земельный участок?
Собственник при определенных обстоятельствах может задуматься о разделе своего земельного участка. Но, чтобы разделить участок нужно знать требования закона к исходному и образуемым земельным участкам.
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
Госпошлина
Государственная пошлина оплачивается только за переход права собственности на землю.
Ее размер (в рублях):
- 350 — для земель под ИЖС, гаражное строительство, ЛПХ, садоводство и огородничество;
- 2000 — для земель другого типа назначения для физических лиц;
- 22000 — для юридических лиц.
Эту сумму можно внести после подачи документов в Росреестр. В результате в реестре изменится имя собственника, а покупатель получит выписку из ЕГРН с обновленными данными.
О правилах оплаты госпошлина читайте в этой статье.
Эту сумму можно внести после подачи документов в Росреестр. В результате в реестре изменится имя собственника, а покупатель получит выписку из ЕГРН с обновленными данными.
Цены при купле-продаже
По закону договор купли–продажи (ДКП) необязательно заверять у нотариуса.
Кроме того, юристы нотариальной конторы могут быстро и точно оформить все документы, освободив продавца и покупателя от лишних хлопот. Но услуги нотариуса стоят недешево.
Эти услуги состоят из двух частей:
- плата в пользу государства;
- плата за услуги нотариуса.
Первая часть платы определена законом о нотариате и является фиксированной суммой для всех регионов страны.
Вторая часть платы определяется самими нотариусами и зависит от объема работы, их квалификации и условий на рынке нотариальных услуг.
При составлении договора в нотариальной форме по сделкам, для которых не требуется обязательного заверения нотариусом, величина оплаты сильно отличается при продаже ЗУ с домом близким людям и третьим лицам.
В первом случае плата составляет 3000 руб. + 0,2% от стоимости недвижимости (СН) при СН ≤10 млн. руб. и 23000 руб. + 0,1% от СН при СН >10млн. руб.
При продаже ЗУ с домом третьим лицам плата в бюджет равна 3000 руб. + 0,4% от СН (при СН ≤ 1млн. руб.), 7000 руб. + 0,2% от (СН-1 млн. руб.) для СН от 1 до 10 млн. руб. и 25000 руб. + 0,1% от (СН – 10 млн. руб.) для СН> 10 млн. руб.
Во всех случаях сумма уплаты не должна превышать 50 000 руб.
В среднем, за свои технические услуги нотариус может запросить от 10000 до 15000 руб.
В состав комплексных услуг по обеспечению купли-продажи обычно входят такие услуги:
- подготовка и проверка необходимых документов;
- проведение консультации;
- помощь в составлении ПД и ОД;
- регистрация права перехода собственности.
Наряду с нотариальными конторами услуги по купле-продаже ЗУ с домом производят и другие агентства и фирмы.
При оформлении договора агентствами недвижимости сумма оплаты берется в 3 – 10% от цены. При этом необходимо учитывать, что риэлторы в таких агентствах обычно не являются юристами. При оформлении сделки такие риэлторы обращают внимание только на технические детали, а юридические тонкости им не всегда понятны. При появлении же каких-то проблем все издержки несут заказчики, а риэлтор не несет никакой ответственности.
Юридические фирмы обычно следят как за техническими вопросами, так и за юридической чистотой сделки.
Например, в Москве комплексные услуги по сопровождению ДКП участка с домом стоят, в среднем, 8000-10000 руб., в Санкт-Петербурге 5000 – 9000 руб., в Екатеринбурге – около 10000 руб. В Краснодаре за юридическое сопровождение просят 10000 руб. При этом сумму госпошлины в 2000 руб. заказчик должен оплатить дополнительно.
В некоторых случаях предлагаются услуги по различным этапам подготовки купли-продажи. В Краснодаре (Правовой центр «Алфавит») разработка ПД стоит 2000 руб., а разработка ОД – 3000 руб. В Санкт-Петербурге а разработка ОД обойдется в 2500 руб., а регистрация перехода права собственности (ППС) – в 5500 руб.
Наряду с нотариальными конторами услуги по купле-продаже ЗУ с домом производят и другие агентства и фирмы.
Особенности оформления купли-продажи
В ДКП стороны вносят все условия совершения сделки, о которых им удалось договориться ранее. Покупатель и продавец ставят свои подписи под документом заблаговременно или непосредственно в регистрационной палате. Комплект документации должен быть представлен участниками процесса в представительство Росреестра. Он будет состоять из:
- Заполненной формы заявления о совершении регистрационных мероприятий (выдается в Росреестре в момент подачи бумаг);
- Необходимого количества экземпляров ДКП и передаточных актов к нему;
- Гражданских паспортов участников процесса (Если от имени одного из участников сделки выступает его уполномоченный представитель, то, в дополнение к личному паспорту, он предоставляет оригинальную версию нотариальной доверенности в подтверждение своих прав);
- Для землевладений, приобретенных в браке — заверенное нотариусом согласие второго супруга на отчуждение принадлежащего семье имущества;
- Экземпляр правоподтверждающего документа в его оригинальной версии;
- Оригинал кадастрового паспорта на рассматриваемую территорию;
- Бумаги правоустанавливающей природы. Подтверждающие переход имущественных прав к продавцу от прежнего владельца местности;
- Чек об уплаченной госпошлине в установленном размере (в зависимости от категории землевладения — 2000 или 350 рублей).
В большинстве представительств Росреестра предусмотрены кассы, где можно совершить оплату госпошлины. Платежный документ предоставляется сотруднику Росреестра для ознакомления, но не передается ему совместно с общим пакетом документации. Передача оригинала платежного документа возможна лишь по доброй воле заявителя. Наличие чека о внесении средств в погашение госпошлины значительно упрощает процесс. Отсутствие данных о погашении госпошлины в официальных базах фиксации муниципальных и государственных платежей грозит отказом специалиста в приеме бумаг на совершение регистрационных мероприятий. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, с чека обычно снимают ксерокопию и прикладывают к пакету документации. Оригинал квитанции, в данном случае, останется у заявителя.
Законодательные нормы предусматривают несколько путей предоставления документации в представительство Росреестра:
- При личном обращении;
- Через доверенное лицо;
- Через отделение МФЦ;
- В электронном формате;
- Заказным почтовым отправлением.
В подтверждение фактов подписания сторонами необходимых документов и их приема сотрудником Росреестра, участникам процесса выдаются экземпляры соответствующих расписок. Расписка содержит указание на перечень бумаг, представленных сторонами, количество экземпляров бланков, а также на сроки выдачи представительством Росреестра официально зарегистрированной документации.
Официальный регламент обязывает регистрирующие органы осуществлять переход имущественных прав между участниками сделок в течение десяти рабочих дней. Указанный этап выступает в качестве заключительной стадии регистрации и переоформления документации. Он завершается предоставлением новому владельцу документов, подтверждающих законность его прав на территорию. Сегодня в качестве такого документа выступает выписка из ЕГРН. С момента предоставления сотрудником Росреестра выписки ЕГРН покупателю, его имущественные права считают официально подтвержденными.
Забрать бумаги необходимо в срок, указанный в соответствующей расписке. Если ранее стороны не произвели полный расчет по сделке, на данном этапе переходят к перечислению средств в оплату землевладения и подписанию акта фактической передачи объекта продавцом покупателю.
В ДКП стороны вносят все условия совершения сделки, о которых им удалось договориться ранее. Покупатель и продавец ставят свои подписи под документом заблаговременно или непосредственно в регистрационной палате. Комплект документации должен быть представлен участниками процесса в представительство Росреестра. Он будет состоять из: