Правила перераспределения земельных участков

Как сделать прирезку чужого земельного участка к основному и как увеличить свой участок за счет прилегающей территории

  • П.3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривается в отношении каких участков предусмотрена прирезка — выдержка из статьи — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  • Порядок подачи и перечень документов указан в ст. 39.29 ЗК РФ, кроме того, п.9 ст.39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении «прирезки».
  • Порядок оформления «прирезки» осуществляется на основании соглашения гражданина и уполномоченного органа за плату, при этом, при положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения — п.11 ст. 39.29 ЗК РФ.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года.

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2020 году:

Получите документы

Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

оформит выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

Перераспределение земельных участков

Эта процедура ведет к образованию новых границ. Если прежние смежные наделы находились в частной собственности, то и новые будут иметь такой же статус.

Вот какие территории могут стать объектами подобной процедуры:

  • смежные наделы;
  • участки, которые не находятся под санкциями или под арестом.

К территориям, подлежащим перераспределению, предъявляют некоторые требования. Эти угодья должны:

  • быть зарегистрированы в гос. кадастре;
  • принадлежать единому муниципальному округу, так как данная процедура не должна приводить к изменению границ административных земель;
  • иметь однотипную целевую категорию.

Перераспределение личной территории граждан должно производиться по их взаимному согласию.

Если данная процедура приведет к нарушению норм, установленных законом (например, площадь при этом уменьшится или увеличится, присоединение будет невыгодно одной из сторон, будет затруднен проезд к участку), такая сделка не может состояться.

Если территории находятся в ведении федеральных властей или муниципалитета, эти участки не могут быть перемежеваны с наделами частных граждан и между собой даже путем перераспределения. Исключение составляет застройка, иные случаи, которые необходимы для пересмотра кадастрового плана всей территории.

Право участвовать в перераспределении (если нет исключений) имеют:

  • землепользователи;
  • граждане, арендующие землю;
  • залогодержатели;
  • землевладельцы.

  • землепользователи;
  • граждане, арендующие землю;
  • залогодержатели;
  • землевладельцы.

Три типа процедуры

Закон выделяет три типа процедуры, в зависимости от правового статуса владельцев:

  1. Собственники перераспределяемых участков – физические лица или компании. В этом случае между ними нужно составить соглашение. Это можно сделать в простой письменной форме. Если ЗУ соответствуют требованиям закона, собственники получают постановление на проведение работ. После того, как геодезическая компания проведет межевание и установит новые границы, участки ставят на кадастровый учет.
  2. Участками владеют муниципальные органы. Обычно перераспределение требуется в том случае, если земли планируется передать между государственными учреждениями.
  3. Одним из участков владеют муниципальные структуры, а собственник второго ЗУ – частное лицо. Это один из самых сложных и жестко регламентируемых законом случаев перераспределения. К участкам, в отношении которых можно провести процедуру, предъявляют дополнительные требования.

Для того чтобы избежать возможного отказа, проконсультируйтесь у специалиста компании «Геомер групп». Записаться можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Основания перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков происходит по разным причинам. Например, собственники решили изменить изломанные границы участка путем выравнивания, либо захотели получить доступ к коммуникациям, находящимся на смежной площади.

Для изменения границ земельного участка данная территория должна соответствовать некоторым критериям, т.е. участки должны:

  1. быть смежными;
  2. находится на территории одного муниципального образования;
  3. поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы в установленном порядке;
  4. иметь установленные границы;
  5. принадлежать к одной категории, виду разрешенного использования.

Также под запретом перераспределение земельных наделов, находящихся в собственности государства или органа местного самоуправления между собой и землями, принадлежащими частным лицам. Исключение составляют:

  1. Земельные участки образовываются для объектов капитального строительства.
  2. Земельные участки находятся в границах застроенных территорий, по которым принято решении о развитии.

Согласно ст. 29 ЗК РФ вышеуказанные земельные участки оформляются на основании соглашения между собственниками земельных участков, органами государственной власти или органами муниципалитета. Также в соответствии с п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ в соглашении указывают возникновение право собственности на образуемый земельный участок: частная, государственная или муниципальная.

Перераспределение осуществляется путем письменного согласия собственников земельных участков. Согласие не требуется при перераспределении участков на основании решения суда.

Для перераспределения земельных участков необходимо собрать пакет документов:

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Основания для процедуры указаны в статье 39.27 Земельного кодекса РФ. Перераспределению подлежат муниципальные земли и участки:

  • не предоставленные ранее в пользование частным лицам и не обремененные правами частных лиц за исключением сервитутов;
  • предоставленные в пользование одному лицу с его согласия на одном виде права.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности регулируется статьей 39.28 Земельного кодекса с учетом требований Федерального закона РФ № 171 от 23 июня 2014 года. Процедура возможна при выполнении требований:

  • Исходные земельные участки расположены в пределах застроенной территории, на которую подписан договор о развитии. Цель процедуры – приведении границ в соответствие с проектом межевания.
  • Границы участков приводятся в соответствие с проектной документацией для устранения ошибок – вклинивания и вкрапления смежных владений, изломанности границ, чересполосицы. Площадь новообразованного участка не должна превышать допустимые законодательством граничные лимиты.
  • Муниципальные земли и участки перераспределяются для выделения наделов под садоводство или огородничество, ведение дачного или личного подсобного хозяйства;
  • Участки изымаются для муниципальных нужд при строительстве линейных или иных капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности регулируется статьей 39.28 Земельного кодекса с учетом требований Федерального закона РФ № 171 от 23 июня 2014 года. Процедура возможна при выполнении требований:

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Если собственнику (гражданину или юридическому лицу) участка необходимо заключить соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, то он должен обратиться с заявлением о перераспределении таких земельных участков в уполномоченный орган.

Уполномоченным органом в зависимости от принадлежности земель могут являться:

  • местные администрации
  • комитеты имущественных отношений
  • министерства имущественных отношений и земельных ресурсов

10.1. Кадастровая выписка о исходном земельном участке (Оригинал 1 шт., Предоставляется без возврата).

Порядок оформления перераспределения ЗУ, необходимая документация

Для эффективного и правильного перераспределения земли нужно осуществить общий порядок действий, направленных на формирование законного изменения земельного надела.

Шаги, направленные на смену территории, можно определить следующим образом:

  1. Получение согласия от собственников смежных ЗУ на смену границ территории.

Для этого нужно получить добровольное согласие от соседей, которые проживают на смежной территории. Кроме того, если изменяемая собственность является долевой, то необходимо согласие тех граждан, которые имеют долю в этой недвижимости.

В случаях когда собственники не согласны менять территориальные характеристики земли, нужно обратиться в местный муниципалитет, который должен постараться решить данный вопрос в течение трех месяцев. Если согласие не получено, то можно его добиться в результате судебного разбирательства.

  1. Обращение в уполномоченный орган.

Обращение в уполномоченную организацию необходимо для того, чтобы в случае необходимости произвести межевание земель, составить план ЗУ в виде схемы, а также получить акт, который подтверждает, что границы ЗУ были установлены. Подписание такого договора законно в случае если его подписывает уполномоченное лицо в виде кадастрового инженера. Кроме того, договор должны подписать соседи, заинтересованные лица и те люди, которые имеют долю на изменяемом ЗУ.

Важно! Изменять земельную собственность могут не только те, кто является владельцем ЗУ, но и те, кто осуществляет пользование недвижимостью в аренду и иными способами связан с использованием надела.

  1. Подготовка документации.

Лицу, изменяющему ЗУ, нужно подготовить все документы, которые необходимы для проведения перераспределения. Подготавливается документация, чтобы внесение сведений об этом в Росреестр стало возможным, получить кадастровый паспорт земли, в котором содержится номер участка, его целевое назначение и иные сведения. Образец документа можно скачать в интернете.

  1. Подача заявления на корректировку границ ЗУ.

Подача заявления производится в местную администрацию. К ходатайству необходимо приложить все сопутствующие документы. При отсутствии документов в изменении границ ЗУ будет отказано.

При необходимости собственнику земли нужно зарегистрировать свою долю. Регистрируется доля в том случае, если происходит деление ЗУ в виде межевания. Если собственником получена его доля, то он обязуется оплачивать по ней налоговые обязательства, а также проводить различную деятельность по недвижимости, в том числе проводить операции по продаже и изменению доли.

Для того чтобы перераспределить ЗУ, нужно собрать пакет документов. К необходимой документации относят:

  • копию паспорта заявителя;
  • документ, который подтверждает право заявителя на изменяемую недвижимую собственность;
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • документация, подтверждающая процесс межевания, регистрацию ЗУ в Росреестре;
  • документация, на основании которой был приобретен ЗУ (например, договор о купле-продаже);
  • схема, по которой происходит перераспределение ЗУ;
  • чек о выплате госпошлины;

Решение градостроительной экспертизы (при необходимости).

Схема перераспределения ЗУ должна:

  • создаваться на основании топографической съемки;
  • содержать информацию из кадастровой документации;
  • основываться на требованиях градостроительных органов.

Можно создать несколько схем для коррекции границ ЗУ.

  • создаваться на основании топографической съемки;
  • содержать информацию из кадастровой документации;
  • основываться на требованиях градостроительных органов.

Когда невозможно осуществить перераспределение

Поскольку процедура перераспределения земли подчиняется нормам образования участков, необходимо учитывать, что формировать участки можно только в строгом соответствии с градостроительным законодательством.

Препятствием для перераспределения могут стать следующие уникальные характеристики земельного участка.

  1. Площадь новых участков.

Дело в том, что город поделен на территориальные зоны, для каждой из которых определены органами местной власти максимальные и минимальные размеры образуемых участков для всех видов целевого использования земли, предусмотренного в этой зоне. Рассмотрим на конкретном примере. Предположим, в зоне жилой застройки наименьший размер участков, который может быть образован в данной градостроительной зоне, равен 300 кв. м. Участок после преобразования стал 270 кв. м, что меньше допустимого минимального размера, следовательно, образование участка площадью 270 кв. м невозможно. Если наименьший размер не нормируется, то можно образовывать участки и в 100 кв. м, и в 1000 кв. м.

Примечание. В некоторых зонах существует ограничение по максимальному размеру участков.

Поэтому, прежде чем задумываться о перераспределении наделов, следует ознакомиться с выпиской из правил землепользования и застройки (ПЗиЗ) — запрашивается в МФЦ.

  1. Вид разрешенного использования (ВРИ).

В пределах градостроительной зоны установлен перечень основных ВРИ земельных участков, согласно которому их можно образовывать. Поскольку при перераспределении происходит образование самостоятельных участков, нужно выбрать целевое назначение земли согласно вышеуказанному перечню. Может оказаться, что необходимого ВРИ нет в этом списке.

Если желаемое целевое назначение предусмотрено не в основных, а в условно разрешенных видах использования участков – то тогда через публичные слушания с разрешения администрации возможно установить необходимое назначение преобразуемым участкам.

Например, застройщик планирует строить многоквартирные дома в зоне, где в основных разрешаемых видах могут располагаться участки под индивидуальные жилые дома, блокированную застройку, общественное питание и др., но многоэтажная застройка не предусмотрена правилами градостроительного зонирования. Если такой ВРИ допускается в условно разрешенном списке, то застройщик вправе организовать публичные слушания для получения разрешения на возведение многоэтажек. Если и в условном списке отсутствует требуемый вид использования земли, значит, нельзя организовывать строительство высоток в данном районе.

Бывает, что люди десятки лет используют участок под ИЖС, однако в актуальной выписке из ПЗиЗ вид «ИЖС» можно установить формируемым участкам только через публичные слушания.

Информация о ВРИ приведена в выписке из ПЗиЗ, доступной по запросу любых лиц.

Необходимость прирезки городской земли, как правило, возникает в следующих случаях:

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

СТ 39.28 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Распространенным явлением в настоящее время, особенно применительно к территории сложившейся застройки, является наличие таких явлений, как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица (см. комментарий к ст. 11.9 ЗК РФ), существование которых зачастую препятствует установлению единой границы между смежными земельными участками, появлению ограждений неправильной конфигурации, искажению архитектурного облика элементов планировочной структуры, возникновению споров о местоположении границ земельных участков, в том числе на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, невозможности выбора удобных вариантов размещения объектов инфраструктуры.

Соглашение о перераспределении земельных участков

Чтобы не нужно было дополнительно искать образец и форму соглашения, для наших клиентов мы его готовим и заполняем. Остается только проверить и подписать. Однако и самостоятельное заполнение не возбраняется. Выше можно ознакомиться с образцом заполнения. По кнопке — скачать соглашение в формате Word.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что в данном примере перераспределяются участки с сохранением площади, то есть меняется только конфигурация смежной границы. Обозначения соответствуют схеме, представленной в отдельной статье.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что в данном примере перераспределяются участки с сохранением площади, то есть меняется только конфигурация смежной границы. Обозначения соответствуют схеме, представленной в отдельной статье.

Стоимость сделки по покупке земли с домом

При покупке надела с недвижимостью покупателю необходимо оформить переход права собственности не только на участок, но и на дом.

Поэтому кроме основных трат при покупке земли добавляется еще одна пошлина — 2000 рублей для регистрации в Росреестре права собственности физического лица или 22000 рублей — для юридических.

Максимально возможная ставка нотариуса — 50 тысяч рублей при продаже земельного участка родственникам или 100 тысяч при передаче третьим лицам.

Траты при оформлении договора купли продажи и совершения этой сделки в МСК, СПБ и других регионах РФ

Купля-продажа земельного участка (ЗУ) с домом мало отличается от сделок с другой недвижимостью.

При заключении такой сделки необходимо собрать пакет определенных документов, подписать договор, произвести денежный расчет и передать дом и ЗУ покупателю.

  • Основные затраты
  • Цены при купле-продаже
  • Оплата госпошлины
  • Кто должен оплачивать расходы
  • Налоги

Купля-продажа земельного участка (ЗУ) с домом мало отличается от сделок с другой недвижимостью.

Как оформить сделку купли-продажи земельного участка

Сделки с недвижимостью наиболее распространённый вид гражданских сделок. Они имеют некоторые тонкости и нюансы, которые необходимо знать и учитывать. Чтобы сделка была зарегистрирована, её необходимо правильно провести.

Сделки с недвижимостью наиболее распространённый вид гражданских сделок. Они имеют некоторые тонкости и нюансы, которые необходимо знать и учитывать. Чтобы сделка была зарегистрирована, её необходимо правильно провести.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию