Рекомендации, как оформить в собственность бесхозный земельный участок

Договор купли продажи земельного участка

Плюс: заброшенный участок сразу становится собственностью и им можно распоряжаться по своему усмотрению;
Минус: сразу нужно найти значительную сумму, в отличии от аренды.

Плюс: заброшенный участок сразу становится собственностью и им можно распоряжаться по своему усмотрению;
Минус: сразу нужно найти значительную сумму, в отличии от аренды.

Как найти информацию по бесхозному земельному участку

Для начала поиска информации по заброшенному участку используйте электронную публичную кадастровую карту Российской Федерации. Для этого достаточно зайти на официальный сайт Росреестра. С её помощью можно отследить формировался ли ранее брошенный участок.

Найдите на электронной карте собственный надел. Сделать это достаточно просто. В левом верхнем углу на открывшейся странице необходимо ввести кадастровый номер собственной земли. Найти его можно в основном документе или в свидетельстве о гос. регистрации.

После того, как будет найден собственный надел, остается найти и рассмотреть бесхозный участок на электронной карте. Красные контуры, которыми очерчивается площадь земли, говорят о том, что земля была ранее учтена. А это уже значительно облегчает процесс приобретения. Если не удалось увидеть очертаний брошенного участка, значит, его еще нужно будет сформировать из городских или государственных земель.

Важно понимать, что на законодательном уровне земельные участки относят к объектам недвижимости. Право собственности возникнет только после осуществления регистрационной записи в едином государственном реестре недвижимости. Для её осуществления необходимо предоставить пакет документов в Росреестр.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание, это то, что законодательство Российской Федерации не признает земли бесхозными. ГК РФ регламентирует тот факт, что природные ресурсы и земли, не находящиеся в собственности граждан, муниципальных образований и юридических лиц, признаются государственной собственностью.

Поэтому первое, что необходимо сделать, это нужно установить, кому принадлежит интересующий земельный участок. Обратите внимание, что земли, которые являются собственностью муниципалитета или государства, передаются во владение граждан за плату. Происходит это посредством проведения аукциона (торгов).

Заказав топосъёмку, Вы закрываете несколько вопросов одновременно:

Оформить дом через 15 лет владения

Самый экстремальный способ получить вожделенную заброшку в собственность Гражданский кодекс называет «приобретательную давность» (ст. 234). То есть, Гражданский кодекс позволяет любому из нас открыто занять брошенный дом и жить в нем. Тут главное, чтобы за 15 лет не обнаружился собственник или его законные наследники, а если таковые не обнаружатся, то все, успех, дом ваш. Можете оформлять право собственности – но, как всегда, есть нюансы.

  1. Все 15 лет вы должны быть добросовестным владельцем. Ухаживать за участком, скашивать бурьян, высаживать культурные растения и проводить прочие работы по благоустройству, оплачивать коммунальные услуги и т.п.
  2. Вы должны быть открытым владельцем, не скрывать, что теперь это ваш участок, поэтому вы им и занимаетесь.
  3. Вы должны владеть участком непрерывно все 15 лет, а не так: год владею, пять бросаю его на пять лет, потом передумал, посадил яблони и поставил бассейн. Нет, только года за годом, все 15 лет.

Человек 15 лет жил в этом доме и дом был его единственным жильем, может подтвердить это квитанциями об оплате электроэнергии и т.п.? У него есть все шансы оформить дом в свою собственность. Но тут есть еще одно не очень хорошее обстоятельство: три года исковой давности.

Суд признает право собственности фактического владельца бесхозного дома, и его можно будет зарегистрировать в Росреестре, продавать, дарить и оставлять в наследство. Но в любой момент из этих 18 лет может объявиться законный владелец дома, и закон будет однозначно на его стороне – придется отдать ему участок и дом, в которые вложено столько сил!


Но скорее всего, собственник не обнаружится, поэтому законом предусмотрена такая вещь: придется ждать целый год, вдруг за это время владелец все-таки найдется. Не найдется? Местный муниципалитет обратится в суд и по суду станет законным правообладателем участка.

Варианты получения прав на землю

Если рассматривать вариант, когда на надел распространяется право гражданина, то последовательность действий будет такой:

  1. Сначала потребуется найти того, кто владеет участком. Затем проводятся переговоры по поводу того, чтобы продать надел. Продавцом может выступать сам хозяин или его правопреемники, при условии, что он погиб.
  2. Договоренность отмечается посредством составления предварительного соглашения купли-продажи. В нем четко прописываются правомочия и обязанности и правомочия каждого участника предстоящей сделки. Данное соглашение не позволит в дальнейшем продавцу внести коррективы в достигнутую договоренность. Это касается стоимости надела и других условий.

Если гражданину не удалось найти владельца надела или его родственников, то вариант оформить право на такую землю есть. Он заключается в использовании понятия приобретательной давности. Это выступает основанием для получения прав на участок.

Гражданский кодекс говорит о том, что права на имущество переходят к лицу в ситуации, если он на протяжении определенного периода на добросовестной основе владел участком. При этом учитывается только непрерывное время владения, оно составляет 15 лет.

В законодательстве не указаны точные обстоятельства, при образовании которых допустимо останавливать течение сроков давности в отношении недвижимости. В этом случае виндикационный иск не рассматривается как основание для приостановления течения такого периода. Должно соблюдаться правило о добросовестности, что указывает на незнание гражданина о противоправности своего владения.

В качестве значимого фактора также выступает открытость использования имущества. Это указывает на то, что лицо не должно скрывать от общества факт владения тем или иным наделом. Использовать участок гражданин должен как собственный.

  1. Сначала потребуется найти того, кто владеет участком. Затем проводятся переговоры по поводу того, чтобы продать надел. Продавцом может выступать сам хозяин или его правопреемники, при условии, что он погиб.
  2. Договоренность отмечается посредством составления предварительного соглашения купли-продажи. В нем четко прописываются правомочия и обязанности и правомочия каждого участника предстоящей сделки. Данное соглашение не позволит в дальнейшем продавцу внести коррективы в достигнутую договоренность. Это касается стоимости надела и других условий.

Как оформить в собственность бесхозный земельный участок

У нас в садоводческом кооперативе есть бесхозные участки уже 24 года налоги не платятся, взносы и освещение, заросшие пожароопасные участки.

Проблема в том, как быть с ними, как признать их бесхозными официально? Со слов председателя, по суду их отнимают после уведомления через 10-8 лет. Два участка уже отсужены, но в пользу не нашу(кооператива), а к администрации по земельным делам Калужской области. Разъясните наши права для администрации.

    приватизация садового участка, земля в собственность, садоводческое товарищество, приватизация дачного участка, дачные кооперативы, оформление дачного участка в собственность, приватизация дома и земли, права и обязанности собственника земельного участка
  • Поделиться

Ответы юристов ( 3 )

  • 1927 ответов
  • 1072 отзыва эксперт

Добрый день, Людмила!

В соответствии со ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, скорее всего два таких участка, о которых Вы пишите, перешли в муниципальную собственность.

Что касается приобретения права собственности на такой участок, то ст. 234 ГК РФ предусмотрен порядок приобретения права собственности в силу приобретательской давности.

Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Таким образом, приобрести право собственности на такой участок возможно по истечении 18 лет открытого владения участком (15 лет + 3 года исковой давности) путем подачи искового заявления в суд о признании права собственности на садовый участок в силу приобретательской давности. Как видите, времени потребуется много, если речь вести о праве собственности. При этом Вы должны будете доказать, что владели таким участком добросовестно, открыто и непрерывно втечение 15 лет, т.е. ухаживали за ним, несли все необходимые расходы и т.п. При этом нет гарантии, что не появится собственник участка или его правопреемники.

В любом случае для начала выясните, кто собственник и есть ли он вообще. Если нет и участок на учете, т.е. ему присвоен кадастровый номер, то можете обратиться в местную администрацию с заявлением о передаче Вам такого участка в пользование (бессрочное или аренду), возможно и в собственность, все зависит от заинтересованности администраиции.

Если собственника нет или его установить невозможно, но участок не поставлен на учет в кадастре, то можете начинать владеть, а дальше — как указано выше, через суд признавать право собственности.

Вывод: выясните — что с участком, что о нем известно, а дальше решайте, как поступить.

Что касается собственников, то соглашусь с коллегой, наверняка они есть и вероятность того, что они откажутся от своих участков — тоже существует.

А что касается долгов, то действительно, у вас как членов кооператива есть право взыскать долги через суд.

  • 3210 ответов
  • 1744 отзыва

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства создаются гражданами для реализации прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав (ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). К слову сказать, этот закон применяется ко всем таким некоммерческим юридическим лицам, созданным ранее. Такие юридические лица прав на участки членов не имеют, они могут получать в собственность недвижимое имущество, приобретенное за счет взносов членов в специальный фонд (ст. 4 того же закона), кроме того, по смыслу той же статьи, юрлица в форме дачного потребительского кооператива, могут иметь в собственности только имущество полученное в качестве оплаты паевых взносов.

Участки граждане получают не от дачного кооператива, а от органов местного самоуправления (ст. 13). Вправе распоряжаться ими как им угодно (пп. 5 п. 1 ст. 19 закона). В то же время член несет обязанности по содержанию участка, оплате взносов. Кооператив вправе обязать через суд члена заброшенного участка исполнить эти обязанности, взыскать задолженность, а в исполнительном производстве, соответственно обратить взыскание на земельный участок.

В то же время, оставление участка — распоряжение собственностью.

В соответствие со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Кроме того, право собственности на участок можно получить по правилам приобретательной давности, установленным ст. 234 ГК РФ через суд, однако, необходимо, чтобы давностный приобретатель владел имуществом 15 лет как своим собственным (оплачивал все необходимые расходы), владел добросовестно, то есть, не мог или не должен знать об наличии у такого участка собственника.

Так как участки заброшены, расходы по ним кооператив не оплачивал, не содержал их как собственник, кооператив знает кто собственник, приобрести только по тому основанию, что бросившие их собственники имеют отношение к кооперативу нельзя. Тем более, участки приватизированы, а значит собственность на них приобретена после 2006 года. Принуждайте собственников к исполнению их обязанностей через суд. До суда отправьте по последним известным адресам соответствующие письменные требования (хотя не обязательно), вполне может быть, что собственники сами откажутся от участков в Вашу пользу.

Кроме того, право собственности на участок можно получить по правилам приобретательной давности, установленным ст. 234 ГК РФ через суд, однако, необходимо, чтобы давностный приобретатель владел имуществом 15 лет как своим собственным (оплачивал все необходимые расходы), владел добросовестно, то есть, не мог или не должен знать об наличии у такого участка собственника.

Финишная прямая

На этом этапе муниципалитет принимает решение о возможности предоставления участка. Например, заключает договор купли-продажи, аренды земельного участка и т.д.

Затем наступает стадия регистрации права собственности на земельный участок. Необходимые документы можно подать в том числе через МФЦ или в электронном виде.

Речь идет, в частности, о заявлениях от продавца и покупателя о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности приобретателя на участок.

Если речь идет о заключении сделки с муниципалитетом, то орган местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия самостоятельно обязан обратиться в орган регистрации прав не позднее пяти рабочих дней с даты принятия акта или совершения такой сделки и представить документы.

Результатом регистрации вашего права станет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН.

В июле результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что более 30% жителей России хотели бы приобрести дачу в будущем.

В чём опираться на законодательство

Согласно статье 234 ГК Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, не обладающее правом собственности на имущество, но в открытую владеет им на протяжении пятнадцати лет, получает законное право собственности на это имущество.

В течение пятнадцати лет участок не должен выбывать из владения. Если владение непостоянно и имеет свойство то появляться, то исчезать, давность на земельный участок не вступит в силу. Исключением является случай, когда участок перестает находиться во владении, вопреки воле собственника.

Так как какие-либо документы на земельный участок отсутствуют, то нужно обратиться в суд с признанием права собственности на участок, согласно статье 234 ГПК Российской Федерации, также статье 11 и 12 ГК РФ. Эти статьи предполагают защиту гражданских прав судом в признании права собственности.

Для нахождения каких-либо сведений о заброшенном участке можно воспользоваться публичной электронной кадастровой картой РФ. Для этого зайдите на официальный сайт Росреестра и по карте определите, был ли формирован заброшенный участок ранее.

Хочу заброшенный участок! Как оформить права собственности

Эксперты Кадастровой палаты по запросу «Известий» рассказали, какие документы необходимы для оформления прав собственности на земельный участок, в том числе заброшенный, расположенный на территории дачного поселка, и где их можно получить.

На территории любого дачного поселка обязательно найдется поросший бурьяном заброшенный участок. Как правило, территория его настолько запущена, что кажется, будто хозяина здесь нет, и никогда не было. Руки так и тянутся забрать участок себе и «причесать», облагородить. Однако ощущение беспризорности территории – еще не повод ее занимать. Эксперты Кадастровой палаты дали рекомендации, какие документы необходимы для оформления прав собственности на заброшенный участок и где их можно получить.

Для оформления прав собственности на земельный участок необходим правоустанавливающий документ на него. В случае, когда участок «заброшен», правоустанавливающим документом может быть либо договор по гражданско-правовой сделке, например, договор купли-продажи, дарения, мены, либо соответствующий акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка. Что для этого необходимо предпринять?

Шаг 1. Попробовать найти владельца земельного участка. Если участок расположен на территории садового товарищества (СНТ), в первую очередь рекомендуем обратиться к председателю такого товарищества. У него могут быть все данные об участках, расположенных на территории СНТ, и их владельцах. Так вы сможете узнать точный адрес заброшенного участка или дома на нем и, возможно, их кадастровые номера. Далее рекомендуем заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), например, через онлайн-сервис на сайте Кадастровой палаты. В ней будет более подробная информация как об участке, так и о собственниках, и возможных обременениях при условии, если права на интересующий участок регистрировались в ЕГРН.

Если вы не знаете о принадлежности участка какому-либо объединению, то вам в любом случае следует обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по месту нахождения такого участка. Муниципалитеты, как правило, обладают всей информацией об участках и их статусах.

Если у участка и построенных на нем объектов есть собственник (а в этом вы можете удостовериться, заказав выписку из ЕГРН, а также изучив представленные правообладателем земельного участка правоустанавливающие документы), то вы сможете завладеть заветным участком только по гражданско-правовой сделке. Например, заключив с собственником участка договор купли-продажи, который и будет являться основанием для государственной регистрации вашего права.

Шаг 2. Если же земельный участок, который находится на территории СНТ, никому не предоставлялся, и он не относится к землям общего пользования членов СНТ, то чтобы оформить заброшенный земельный участок, необходимо обратиться в уполномоченный на их предоставление орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (муниципалитет) с заявлением о его предоставлении в собственность или аренду.

Учитывая положения статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, отметим: если интересующий вас земельный участок образован из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами СНТ, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, и не отнесен к имуществу общего пользования, то он может быть предоставлен в собственность без проведения торгов на основании договора купли-продажи только членам этой организации. Основными документами, подтверждающими их право на приобретение земельного участка без проведения торгов, являются:

– документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации;

– решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю.

Шаг 3. Орган местного самоуправления принимает решение о возможности предоставления земельного участка (например, заключает договор купли-продажи, аренды земельного участка и так далее).

Шаг 4. Регистрация права собственности на земельный участок. Если вами заключена сделка с предыдущим собственником, то подать заявления от продавца и покупателя о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности приобретателя на земельный участок и необходимые документы для регистрации права собственности можно через МФЦ, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении или в электронном виде. Подать пакет документов можно и экстерриториально – то есть независимо от места нахождения земельного участка.

Правоустанавливающим документом в данном случае может являться, например, договор купли-продажи, заключенный с предыдущим собственником. Если заявление подается через представителя, его права должны быть подтверждены нотариальной доверенностью.

Отметим, что если речь идет о заключении сделки с муниципалитетом, то орган местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия самостоятельно обязан обратиться в орган регистрации прав в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия акта или совершения такой сделки и представит документы.

Шаг 5. Результатом регистрации вашего права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача правоподтверждающего документа – выписки из ЕГРН.

Если вы не знаете о принадлежности участка какому-либо объединению, то вам в любом случае следует обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по месту нахождения такого участка. Муниципалитеты, как правило, обладают всей информацией об участках и их статусах.

Что такое самозахват земли?

Под такими действиями понимают:

  • незаконная стройка на участке;
  • временное или постоянное нахождение вещей на земле;
  • расширение границ своего надела на соседние участки.

То есть у таких собственников нет документов от местных властей о передаче участка во владение на каких-либо правах.

Надо понимать, что даже если земля не принадлежит другому человеку, компании, муниципалитету, то её собственником всё равно считается государство.

Строения на такой земле нельзя узаконить, а сами участки продать, подарить, совершить другую юридическую сделку.

Строения на такой земле нельзя узаконить, а сами участки продать, подарить, совершить другую юридическую сделку.

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Упрощенный порядок оформления предусмотрен для садовых сообществ, кооперативов. Если субъект давно владеет ЗУ, в книге хозяйственного учета есть записи, документы, подтверждающие право собственности старого образца, процедура оформления участка земли в собственность носит упрощенный характер.

Оформление бесхозяйного дома. Инструкция от Кадастровой палаты

Шаг 1. Поиск владельца и сбор информации о желанном доме

В первую очередь необходимо установить владельца дома. Если участок с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), сначала следует обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера дома и участка. К поискам можно подключить высокие технологии. Например, попытаться найти кадастровые номера земельного участка и дома на публичной кадастровой карте или с помощью запроса сведений, содержащихся в ЕГРН.

Если неизвестно, расположен ли беспризорный дом в СНТ, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Там, возможно, помогут выяснить, кому выдавалось разрешение на строительство интересующего вас дома и, соответственно, дать информацию о предполагаемом владельце дома.

Вариант 1

Когда хозяина постройки удалось найти, передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, скорее всего, по договору купли-продажи. Но перед этим нужно поставить дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.

Земельным кодексом установлено, что судьба земельного участка и прочно связанных с ним объектов одинакова. Значит, оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Вариант 2

Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.

Шаг 2. Подача заявления о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду

Чтобы оформить его в собственность, следует подать заявление в уполномоченный местный орган власти для постановки «бесхозяйки» (речь об объекте капитального строительства) на учет.

В течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов дом внесут в Росреестр и направят вам уведомление. Если собственник у участка все же есть, но объект был принят на учет в связи с его отказом от владения, то он тоже получит уведомление.

Шаг 3. Обращение местных органов власти в суд

Со дня принятия на учет органом регистрации прав бесхозяйного дома необходимо подождать год — за это время может появиться его хозяин. Если этого не произошло, тогда уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в суд и признать право собственности за собой.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок

После перехода заброшенных участков в собственность органов власти они выставляются на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть этот аукцион.

«Существует ряд случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса, когда купить участок с домом, в том числе бесхозяйный, можно без торгов. Такое право есть, например, у членов СНТ, на территории которого расположен дом, если земля под ним не предназначена для общего использования», — отметили в Кадастровой палате.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу, добавила юрист компании «Генезис» Елизавета Марилова.

Шаг 5. Вступление в право собственности

Результатом регистрации права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН. Срок процедуры оформления бесхозяйной недвижимости в среднем составляет чуть больше года.

Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок

Признание права муниципальной собственности на бесхозяйные земельные участки

Поляков Д.С., аспирант Московской государственной юридической академии.

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, – возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью . Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли . Однако справедливым представляется мнение, высказанное Н.В. Карловой, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю . Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2000. С. 562. См. также: Сборник статей памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 285.
См.: Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России: Проблемы. Теория. Практика / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 285.
См.: Карлова Н.В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 99.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством .

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором – вещь, собственник которой не известен, и в третьем – вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным – отказ собственника от прав на земельный участок . Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

  • использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
  • своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременное внесение платежей за землю;
  • соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее – Положение) . Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (ред. от 12 ноября 2004 г.) “Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей”.

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки – создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем .

Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка // Экологическое право. 2005. N 6.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Как было отмечено на заседании Государственной Думы, посвященном обсуждению хода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 – 2007 гг., наличие на территории муниципальных образований бесхозных земель и необходимость проведения работ по закреплению их в пользовании или в собственности являются одной из причин уменьшения поступлений от земельного налога в местные бюджеты .

См.: Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2006 г. // “Правительственный час” в государственной думе РФ “О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”; о готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 – 2007 гг.

Изложенные выводы также находят выражение в рекомендациях, разработанных участниками Круглого стола, проведенного 19 октября 2006 г. в Москве с участием представителей Общероссийской общественной организации “Всероссийский совет местного самоуправления” и Сообщества финансистов России на тему: “О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления”.

Согласно указанным рекомендациям Правительству Российской Федерации предлагается разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие проведение работ по закреплению бесхозяйных земель в пользование или в собственность муниципальных образований .

Круглый стол с участием представителей Общероссийской общественной организации “Всероссийский совет местного самоуправления”, Сообщества финансистов России на тему “О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления”.

Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Документы на наследство земельного участка

Как уже сказано, для вступления в права наследования, в рамках прохождения процедуры принятия наследственного имущества, потенциальный наследник, в том или ином случае, должен подать нотариусу одно из указанных выше заявлений. На основании одного из них, нотариус обязан удостоверить наследственные права преемника. Однако для такого удостоверения нотариусу понадобится перечень документов, полностью подтверждающих наличие у преемника удостоверяемых наследственных прав.

Исходя из п. 1 ст. 1153 ГК, первостепенным документом для принятия земли в наследство, является заявление правопреемника. Кроме него, нотариус потребует предоставить:

  1. Документы, удостоверяющий личность наследника (паспорт, водительские права).
  2. Свидетельство о смерти наследодателя.
  3. Документы, подтверждающие наличие родства с наследодателем (свидетельства о рождении, браке, смене фамилии и т.д.).
  4. Завещание, при его наличии, с отметкой нотариуса, который его составлял, что на момент открытия наследства оно не изменялось и не отменялось.
  5. Справка с последнего места жительства (Формы № 9), с указанием всех проживающих по этому адресу или выписка из Домовой книги.
  6. Кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, ведущим земельный кадастр.
  7. Правоустанавливающие документы на землю (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о госрегистрации, праве пожизненного владения и т.д.).
  8. Выписка из кадастрового паспорта (Формы В1), с указанием кадастровой стоимости земли.
  9. Межевой план, фиксирующий границы участка.
  10. Документы, подтверждающие преимущественное право на земельный участок.
  11. Соглашение о разделе земельного участка или определении его долей и т.п.

Обратим внимание, что с 12.10.15г, ввиду вступления в силу ст. 3 ФЗ № 259 от 13.07.15г. и согласно ст. 47.1 Основ законодательства о нотариате, нотариусы больше не вправе требовать от наследников представления выписок из ЕГРП на земельные участки, так как такие сведения могут быть получены ими самостоятельно в электронной форме.

  • Наследнику, вступившему в право наследования земли необходимо подать в один из вышеуказанных органов заявление о проведении госрегистрации. Вместе с указанным заявлением, правопреемнику необходимо представить в Росреестр перечень документов, среди которых:
  1. Свидетельство о праве на наследство.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Правоустанавливающие документы на землю.
  4. Кадастровый паспорт, межевой план и другие документы на землю.

Претензии на имущество со стороны третьих лиц

Такая проблема возникает чаще всего в ситуации с завещанием.

В этом случае собственник имеет право сам выбрать своих наследников, однако определенные категории граждан имеют право на долю имущества независимо от воли собственника. Как раз данные граждане и могут оспорить завещание и получить себе долю участка.

Все эти моменты необходимо обязательно учитывать во время оформления наследства, иначе в будущем может возникнуть ситуация, при которой права нового собственника будут оспорены.

Это касается ситуаций, когда он не владел участком на законных основаниях, а был лишь его арендатором или временным пользователем. В этом случае не имеет права распоряжаться данным имуществом, поскольку права собственности на него находятся у другого лица.

Документы для оформления наследства у нотариуса

Чтобы провести оформление земельного участка по наследству, приемникам умершего нужно в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя обратиться в нотариальную контору. У нотариуса кандидаты на получение имущества должны написать соответствующее заявление. Что нужно предоставить?

  • Документы, доказывающие права наследодателя на землю. Это может быть свидетельство о собственности, договоры купли-продажи, выписка из ЕГРП.

Для подтверждения прав на земельный участок нужно предоставить нотариусу свидетельство о собственности. Если надел был получен ранее 1995 года, то приемникам нужно обратиться за выпиской в орган, который выдал участок в собственность. До 1995 года свидетельства о собственности еще не выдавали, хотя земля передавалась владельцу в полное распоряжение.

  • Технический (кадастровый) паспорт земельного надела. В документе указывается план территории.
  • Результаты оценочной экспертизы на землю. Документ должен указывать на рыночную стоимость надела. Можно также получить выписку из Росреестра о кадастровой цене участка.
  • Справка о последнем месте проживания наследодателя (с указанием его адреса регистрации).
  • Выписка из налоговой инспекции об отсутствии долгов наследодателя по налогам на землю.

Помимо документов на участок наследники также должны предоставить свои документы: паспорт, свидетельство о смерти наследодателя, доказательства степени родства с умершим (например, свидетельство о рождении или заключении брака). Если было завещание, то его тоже нужно подать нотариусу.

Помимо документов на участок наследники также должны предоставить свои документы: паспорт, свидетельство о смерти наследодателя, доказательства степени родства с умершим (например, свидетельство о рождении или заключении брака). Если было завещание, то его тоже нужно подать нотариусу.

Ссылка на основную публикацию