Возможные проблемы
Предельные размеры, на основании градостроительных регламентов, определяются для всех видов земель.
Они учитываются в случае выделения:
- участка из состава государственного и муниципального фонда;
- земли в собственность гражданам;
- площади для раздела участков;
- земли для образования новых наделов;
- долей из невостребованных фондов.
В некоторых случаях граждане могут столкнуться с проблемными моментами. Они связаны с несоответствием участков, неиспользованными нормами. Также выделяют различия в муниципальных образованиях.
В некоторых случаях граждане могут столкнуться с проблемными моментами. Они связаны с несоответствием участков, неиспользованными нормами. Также выделяют различия в муниципальных образованиях.
Минимальные границы
Максимальные размеры могут быть установлены законами, принятыми на уровне государства, субъектов Федерации, муниципалитета.
Это зависит от того, кому принадлежит земля. Местными органами власти, в том числе и в Московской области, принимаются градостроительные регламенты, которые не должны противоречить государственным законодательным нормативам.
В Московской области последний такой регламент был принят в 2003 году. По этому законодательному документу минимальный размер земли в области для фермерского хозяйства составляет 4000 сотое, для дачного строительства 25 соток, для садоводства – 15 сотое. В каждом районе области были приняты нормы по максимальному предельному размеру надела, который также будет зависеть от вида хозяйствования на земле.
В Ленинградской области минимальный размер надела для ведения животноводства – 500 соток. А тот, кто хочет построить дачу, получит минимально 10 соток.
Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.
Статья 11.9 ЗК РФ. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Новая редакция Ст. 11.9 ЗК РФ
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Установленные предельные размеры земельных участков
Главная » Земля » Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:
- Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
- Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).
Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.
Данные правила касаются вида права собственности:
- Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
- Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
- Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
- Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
Нормы и правила регулирования
Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.
Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:
- для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
- к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
- размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.
Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.
В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).
Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.
Предельные размеры участков в различных муниципальных образованиях
Так как ответственность за установку предельных размеров земельных участков возложена на местные власти, то в зависимости от муниципального образования величина может значительно различаться.
Установление различных нормативов обуславливается следующими причинами:
- соотношение свободных и занятых участков;
- плотность населения;
- численность жителей;
- перспективы и направления использования земель;
- востребованность наделов определенного назначения и другие.
- соотношение свободных и занятых участков;
- плотность населения;
- численность жителей;
- перспективы и направления использования земель;
- востребованность наделов определенного назначения и другие.
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.
1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 6 статьи 11.2, статьи 11.9, пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 7, частей 5, 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды правомерно указали, что истец – собственник объекта недвижимости, заявляя требования об установлении границ земельного участка под объектом недвижимости, должен обосновать размеры площади земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Наделы, на которые не распространяются предельные нормы
Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:
- объекты федеральных и региональных энергетических систем;
- объекты транспорта, путей сообщения и связи;
- линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
- объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
- автомобильные дороги.
- объекты федеральных и региональных энергетических систем;
- объекты транспорта, путей сообщения и связи;
- линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
- объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
- автомобильные дороги.
В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее
Для многодетных семей
На бесплатное предоставление земли могут рассчитывать семьи, в которых воспитывается 3 и более детей. Для этого нужно встать на учёт, и дождаться своей очереди. Обратиться с заявлением в муниципальное образование. Участки выдаются без проведения предварительных торгов и согласования проектной документации для будущего строения жилого дома. Если в семье появился 3 ребёнок, можно получить земельный сертификат. Размер суммы постоянно индексируется. Поэтому необходимо следить за изменениями.
Но семье сначала нужно будет купить участок за личные средства. Потом подать заявление в муниципию, а через некоторое время получить сертификат. Территорию предварительно размежевать и зарегистрировать в государственном кадастре недвижимости.
- Встать в очередь. Получить землю можно в течение 12 месяцев, всё зависит от количества семей.
- Если был заключен арендный договор, и семья всем составом проживает в жилом доме. Его можно оформить в собственное владение. Но и здесь есть одно условия: площадь участка должна быть в пределах 20 соток.
- Для бесплатного переоформления участка, необходимо будет подготовить заявление, документы из государственного кадастра недвижимости. Гражданский паспорт и кадастровые свидетельства на недвижимое имущество.
Срок рассмотрения заявления не должен быть более 6 месяцев. Минимальная площадь земли от 0,06 га до 20 соток.
Организациям нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, территории предоставляются для извлечения полезных ископаемых. Получить их можно после того, как будет утверждена проектная документация рекультивации участка, восстановление раннее обработанных наделов.
Статья 38 ГрК РФ. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.
1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
– сохранение радиально-кольцевой системы застройки с делением ее на кварталы с включением линейной квартальной застройки в северо-западной части;
Что такое предельный размер участка
Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.
Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:
- минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
- предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
- процент застройки относительно остальной площади участка;
- места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.
Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.
После вступления в 2022 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.
Разберем особенности предоставления земельных участков.
Одним нравится огородничество, другим важно развернуть современное фермерское хозяйство, чтобы получать стабильный доход. Разрешение использовать надел под ИЖС приведет к резкому увеличению владельцев земельных участков.
Понятие
Под выделением земельного участка понимают процесс передачи государственных земель физическим или юридическим лицам. Данная сделка закрепляется особым документом – договором предоставления, который фиксирует основные положения:
цели физического или юридического лица, для которых отводится участок;
- основные условия выделения;
- период, в течение которого юридическое или физическое лицо может распоряжаться участком;
- порядок расторжения договора в случаях, когда земля предоставляется на определенный срок;
- порядок оформления земли в собственность новым владельцем.
Процедура перехода земельного участка от государства к иным лицам регулируется законодательно. В данном случае в качестве основного документа выступает Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) гл. V.1.
В таблице отражены ключевые направления перехода земель от государства к юридическому или физическому лицу. В данном случае земля становится объектом сделки, для его получения составляется договор купли-продажи в соответствии с законодательными нормами.
Как произвести выдел земельного участка
Выдел земельного участка может потребоваться при желании собственника обособиться от других совладельцев и осуществлять свои права единолично. Всегда ли можно выделить свой кусок земли и как правильно это сделать?
Что такое выдел и когда он может потребоваться
Говорить о выделе земельного участка можно только применительно к общей собственности на землю. Нередко такой режим возникает независимо от желания совладельцев. Например, при получении имущества в наследство несколькими наследниками, по решению суда и т. д.
Когда земельный участок находится в режиме общей долевой или общей совместной собственности, все его совладельцы вынуждены подстраиваться друг под друга, согласовывать между собой любые действия по пользованию, владению и распоряжению.
Это почти всегда означает повышенный риск конфликтов и споров, которые иной раз приходится решать в суде.
Гражданский и Земельный кодексы РФ предоставляют сособственнику право расстаться с остальными, произведя так называемый выдел земельного участка из общей долевой собственности (п. 2 ст. 252 ГК РФ, п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ). В результате этого:
1. Образуется новый земельный участок — тот, владелец которого выделился. Соответственно, выделившийся собственник становится единоличным владельцем своего участка и уже не зависит от других участников собственности.
2. Оставшийся участок не прекращает своего существования и остается с тем же кадастровым номером, однако в измененных границах. Доли оставшихся сособственников перераспределяются (п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ).
Обратите внимание! Выделить можно не всю долю, а только ее часть (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.04.2019 № А 27-16716/2017).
Николай, Константин и Петр получили в наследство от своего отца земельный участок площадью 3600 кв. м в равных долях — по 1/3 доли каждому.
Один из братьев, Николай, решил выделить свою долю в натуре. По итогам выдела новый участок площадью 1200 кв. м перешел в собственность Николая. Второй участок остался в измененных границах, его площадь — 2400 кв. м. А доли Константина и Петра перераспределились и составили теперь ½ у каждого.
Выдел доли земельного участка в натуре следует отличать от раздела (ст. 11.4 ЗК РФ). При выделе земельного участка образуется лишь один новый участок – тот, который выделен. Первоначальный участок остается в базах Росреестра под своим кадастровым номером, но с изменившимися площадью и количеством собственников (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.04.2019 по делу № 33-4527/2019).
Условия выдела
Одного только желания собственника доли для выдела недостаточно. Выдел земельного участка возможен, если соблюдены все условия, предъявляемые к участкам при их образовании (ст. 11.9 ЗК РФ).
Во-первых, образующийся участок должен быть не меньше установленного минимального размера (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ).
Если это условие не выполняется, то владелец не сможет ни поставить его на кадастровый учет, ни зарегистрировать право собственности на него в Росреестре.
Данное положение подробно аргументировано судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ в определении от 19.07.2016 № 18-КГ 16-61.
Минимальные размеры земельных участков устанавливаются в зависимости от их целевого назначения и вида разрешенного использования. Точные цифры можно найти в правилах землепользования и застройки конкретного поселения.
Таким образом, любому совладельцу, перед тем как приступать к выделу своей доли в натуре, следует уточнить, установлены ли в его населенном пункте минимальные размеры, и если да, то каковы они.
Федору, Марии, Ивану и Василию на праве общей долевой собственности принадлежит участок в Кимрском районе Тверской области общей площадью 3000 кв. м. Федору и Марии — по 1/6 доли, а Ивану и Василию — по 1/3.
Иван и Федор решили произвести выдел своих долей в натуре согласно сложившемуся порядку пользования. В таком случае участок Ивана должен получиться размером 1000 кв. м, а участок Федора — 500 кв. м.
Решением администрации Кимрского района от 27.11.2012 № 63 минимальный размер земельных участков установлен в размере 0,02 га, или 200 кв. м. Таким образом, и Иван, и Федор вправе выделить свои доли в натуре, так как условие о минимальном размере выполняется.
Кроме размера получившегося участка нужно учитывать следующие требования:
• выдел не должен создавать препятствий другим владельцам в пользовании принадлежащими им объектами недвижимости (п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ);
• выдел не должен препятствовать использованию участка в соответствии с видом разрешенного использования (п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ);
• недопустима чересполосица, вклинивание и изломанность границ (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ);
• новые границы не должны пересекать границы муниципальных образований, территориальных зон, лесопарков, лесничеств, водоемов (пп. 3, 7 ст. 11.9 ЗК РФ).
При кажущейся простоте вышеперечисленных норм о выделе доли земельного участка в натуре сама процедура выдела требует достаточного времени и трудозатратна. В целом надо придерживаться такой последовательности действий:
1. Выяснить, каковы минимальные размеры земельных участков в муниципальном образовании, где находится участок. Посчитать, соответствует ли выделяемая площадь указанному размеру.
2. Провести переговоры с совладельцами.
3. Обратиться к кадастровому инженеру для формирования межевого дела на образуемый земельный участок.
5. Подписать соглашение о выделе с совладельцами.
Если участок заложен, получить согласие банка-залогодержателя, а если участок передан в аренду, безвозмездное пользование, то получить согласие землепользователя или арендатора (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
6. Обратиться в Росреестр с соглашением и межевым планом. Росреестр поставит образованный участок на кадастровый учет и зарегистрирует право собственности на него. Так как доли оставшихся владельцев перераспределятся, а сам участок уменьшится, им также следует обратиться в Росреестр с заявлением об изменении сведений об объекте недвижимости.
Если достичь соглашения с совладельцами не удалось, то у собственника есть право обратиться в суд с исковым заявлением о выделе доли в натуре (абз. 1 п. 3 ст. 252 ГК РФ).
Что делать, если выдел невозможен
Что делать, если имеются препятствия к выделу доли в натуре, например размер участка получается меньше допустимого минимума или не получается сформировать участок допустимой конфигурации?
ГК РФ предлагает такой вариант, как выплата компенсации участнику долевой собственности (абз. 2 п. 3 ст. 252 ГК РФ). Его суть состоит в том, что владелец доли может отказаться от нее, получив за свою долю определенную сумму. Для этого необходима добрая воля собственника. Однако если доля очень мала, то суд вправе обязать других владельцев выплатить компенсацию и без его согласия.
Особенности выдела земельной доли сельскохозяйственного назначения
Все вышеперечисленные нормы действуют в отношении любых земельных участков, которые могут находиться в частной собственности. Как правило, это земли населенных пунктов, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т. д., а также земельных участков сельхозназначения для садоводства и огородничества.
Если же речь идет о выделе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не предназначенных для садоводства (дачного строительства), то здесь будут действовать особые правила (п. 3 ст. 11.5 ЗК РФ). Это связано в первую очередь с повышенной ценностью сельхозугодий, а также с тем, что такие участки обычно большие по площади и имеют много совладельцев.
Нормы, регулирующие выдел земель в таком случае, содержатся в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
Для выдела требуется проект межевания, выполненный кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388. Такой проект может быть утвержден на общем собрании участников долевой собственности либо самостоятельно владельцем доли (пп. 3, 4 ст. 13 закона № 101-ФЗ). В последнем случае при отсутствии решения общего собрания кадастровому инженеру необходимо согласовать границы участка с другими совладельцами в соответствии со ст. 13.1 закона № 101-ФЗ.
Проект межевания должен быть доведен до сведения всех сособственников (п. 9 ст. 13.1 закона № 101-ФЗ). Если общее собрание не проводится, то кадастровый инженер должен известить всех путем публикации в СМИ или персонально каждого владельца (п. 10 ст. 13.1 закона № 101-ФЗ).
Согласие арендатора на выдел земельного участка сельхозназначения
Закон об обороте земель сельхозназначения № 101-ФЗ прямо не требует получать согласие арендатора на выдел участка. Раньше неясно было, применима ли к сельхозземлям общая норма о согласии арендатора на выдел.
Разрешил вопрос Верховный суд РФ (см. п. 4 Обзора № 3 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017). Он пояснил, что согласие арендатора на выдел доли в сельхозучастке обязательно. Выделять долю без согласия арендатора может только тот собственник участка, который на общем собрании голосовал против передачи общего участка в аренду.
Как определить площадь при выделе доли из сельхозучастка
Особого внимания заслуживает вопрос о размере участка при выделении доли в сельхозугодьях.
Применительно к обычным землям размер выделяемого участка считается как произведение размера участка и доли собственника. Но для сельхозугодий эта величина зависит также от качества почвы и ее состояния (п. 5 ст. 13 закона № 101-ФЗ). Четкие правила такого расчета устанавливаются законодательством субъектов РФ (см., например, закон Краснодарского края от 12.07.2011 № 2277-КЗ).
Итак, выдел в натуре доли в праве общей собственности на земельный участок осуществляется собственником по соглашению с остальными собственниками или в судебном порядке. Выдел возможен только при соблюдении минимальных размеров земельных участков. Для выдела доли из сельхозугодий установлен особый порядок.
Особого внимания заслуживает вопрос о размере участка при выделении доли в сельхозугодьях.
Преобразуемый и выделяемый земельные участки
Земельный участок – особый объект права собственности, который представляет собой часть земной поверхности с установленной границей. Его правовой режим определяется одновременно гражданским и земельным законодательством. Как и другие индивидуально-определенные вещи, участок может быть делимым или неделимым. Согласно ст. 133 Гражданского кодекса РФ неделимым признается имущество, которое не может быть разделено в натуре без изменения целевого назначения.
Земельный кодекс России уточнил эти предписания применительно к участкам. Последние признаются делимыми в случае, если могут быть разделены на части, каждая из которых образует самодостаточный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода в состав земель иной категории. Это положение обретает особое значение в отношении земель сельскохозяйственного назначения. При выделе речь идет о следующих объектах:
- исходный участок, из которого выделяется одна или несколько частей. В результате процедуры он не перестает существовать, а лишь преобразуется. Площадь такого участка уменьшается, его границы изменяются.
- вновь образуемый участок или участки, не существовавшие в качестве самостоятельных объектов гражданского и земельного права ранее. Они появляются в связи с выделом.
Для наглядности сравним состав исходных и образуемых объектов при выделе (ст.11.5 ЗК РФ) и разделе (ст. 11.4 ЗК РФ). В последнем случае исходный участок, выступающий территориальной базой размещения вновь образуемых участков, прекращает свое существование как самостоятельный объект права.
- Исходный (преобразуемый) участок изменяет свои площадь и границы, в остальном его правовой режим остается прежним.
- Вновь созданный (выделяемый) участок учитывается в качестве самостоятельного объекта недвижимости. По умолчанию он обретает правовой режим исходного объекта: относится к той же категории и территориальной зоне, касательного него разрешены те же виды использования.
- После выдела сервитуты и обременения продолжают действовать в том же правовом объеме и территориальных границах.
- Дольщик, по заявлению которого выделен участок, становится его единственным собственником. Он утрачивает право долевой собственности на уменьшенный исходный участок.
- Остальные дольщики сохраняют свои права на преобразованный участок, их доли пропорционально увеличиваются. Учитывая, что площадь объекта общей собственности уменьшилась, объективно объем прав совладельцев остается прежним, то есть в случае раздела они смогут претендовать на ту же площадь, что и ранее.