Что даст взаимное признание виз турбизнесу Беларуси и России
Однако, если, например со стороны Беларуси у третьей страны действует безвиз, а в России — визовый режим, тогда граждане этих государств могут попасть на территорию РФ только при наличии российской визы.
Что такое взаимное признание виз между Россией и Белоруссией
На сегодняшний день Белоруссию можно без преувеличения назвать страной, с которой у России одни из наиболее тесных взаимоотношений, отражающихся массой подписанных соглашений.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В частности, не все понимают, что представляет собой взаимное признание виз между Россией и Белоруссией.
На сегодняшний день Белоруссию можно без преувеличения назвать страной, с которой у России одни из наиболее тесных взаимоотношений, отражающихся массой подписанных соглашений.
Введут ли Россия и Белоруссия визы?
Москва, 24.12.2020, 21:24:17, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
На днях между Россией и Беларусью был подписан договор, предусматривающий взаимное признание виз. Документ предполагает возможность для иностранных граждан, имеющих визу в Россию, параллельно посетить территорию Беларуси. Аналогично те, кто получил право посетить Беларусь, сможет въехать и на территорию Российской Федерации. По сути, был создан локальный мини-шенген.
- Россия и Белоруссия подписали соглашение о взаимном признании виз
- Электронные визы в Россию хотят сделать бесплатными
- В «Единой России» призвали упростить оформление туристических виз для иностранцев
Москва, 24.12.2020, 21:24:17, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Взаимное признание виз подводит Россию и Белоруссию к “пограничным” компромиссам
Желание Лукашенко ускорить согласование плана интеграции с Россией в визовом вопросе упирается в необходимость Минску учитывать интересы Москвы. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал профессор РУДН, политолог Юрий Почта.
Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас рассказал: президент РБ Александр Лукашенко поручил правительству республики активизировать работу по урегулированию визовых вопросов с Евросоюзом и Россией. “В ближайшее время МИД внесет свои предложения главе государства”, – сказал Румас. В июле спикер Совфеда России Валентина Матвиенко рассказала об ожидаемом подписании и ратификации соглашения о взаимном признании виз для граждан третьих стран до конца этого года.
“Вопрос визового согласования в рамках Союзного государства России и Белоруссии очень сложен, – отмечает аналитик. – В последние годы РБ пытается быть более открытой для Запада, но здесь нужно учитывать один нюанс: по масштабу экономика этой страны несравнима с российской. И Москве подстраиваться под Минск очень сложно или практически невозможно. Именно в этом заключается главная проблема.
Россия опасается очевидного фактора: через Белоруссию на ее территорию могут попасть потенциально нежелательные или опасные персоны. В данном случае вопрос в том, насколько Минск готов согласиться с аргументами Москвы и требованиями. Можно стремиться демонстрировать Европе и другим странам открытость, но Союзное государство подразумевает взаимный учет интересов обоих его участников. Именно вокруг этого в последние годы ведутся дебаты”.
Желание Лукашенко ускорить согласование плана интеграции с Россией в визовом вопросе упирается в необходимость Минску учитывать интересы Москвы. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал профессор РУДН, политолог Юрий Почта.
Минск и Москва почти договорились о взаимном признании виз
А вот введение единой визы Союзного государства вряд ли возможно в обозримом будущем.
Беларусь и Россия в ближайшее время завершат работу над проектом соглашения о взаимном признании виз. Об этом 8 декабря в Гомеле на заседании союзного совмина заявил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков. Его российский коллега Дмитрий Медведев рассчитывает, что одновременно будут урегулированы и другие вопросы въезда на территорию Союзного государства иностранных граждан и лиц без гражданства.
Входит ли в этот пакет единая виза Союзного государства, неизвестно, но эксперты сомневаются, что столь масштабная интеграция визовых политик двух страны возможна в обозримом будущем.
Долгая песня
Впервые о создании единого визового пространства Союзного государства российские представители заговорили в 2008 году, когда Россия начала военный конфликт с Грузией. Тогда Москва опасалась, что граждане Грузии, с которой у Беларуси безвизовый режим, смогут беспрепятственно попасть в Россию через белорусскую территорию.
Однако тогда тема не получила развития. Вновь этот вопрос стал актуальным в 2014 году, когда из-за конфликта на Донбассе резко обострились отношения между Москвой и Киевом, а также Россия в ответ на санкции Евросоюза запретила ввоз на свою территорию европейской продукции.
Открытая граница с Беларусью, по заявлениям российских чиновников, не давала возможности контролировать ни въезд украинских граждан, ни поставки санкционной продукции.
В начале 2016 года Россия ограничила въезд граждан третьих стран на свою территорию через Беларусь, мотивируя это тем, что на белорусско-российской границе нет международных пунктов пропуска.
А в декабре 2016 года глава Федеральной службы безопасности России Александр Бортников подписал приказы об установлении пограничных зон на граничащей с Беларусью территории России. Решение начало действовать с 7 февраля 2017 года.
Эти меры Россия объяснила необходимостью отлавливать злоумышленников, число которых может возрасти в связи с введением Беларусью безвизового режима для граждан 80 стран, в том числе Евросоюза.
В мае нынешнего года российская сторона в одностороннем порядке изменила технологию обслуживания пассажиров, прилетающих из Беларуси. Все рейсы в российские города из внутренних терминалов переведены в международные секторы российских аэропортов. Осуществляется также пограничный контроль воздушных судов и пассажиров, которые прилетают из Беларуси и улетают обратно.
Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 9 июня заявил, что усиление мер контроля на российско-белорусской границе связано с угрозами международного терроризма. Он пояснил, что в связи с усилением борьбы России против международного терроризма, в том числе в Сирии против ИГИЛ, российская сторона была вынуждена усилить меры контроля.
«Открытая граница между Беларусью и Россией может быть частично использована ИГИЛ, в том числе с учетом того безвизового режима, который объявлен в Беларуси для граждан 80 стран», — добавил Суриков.
Дипломат отметил, что это не вопрос недоверия к белорусским пограничникам, а необходимость принятия дополнительных мер.
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров 15 ноября после встречи с белорусским коллегой Владимиром Макеем в Москве сказал: «Мы особое внимание уделили некоторым аспектам практического развития сотрудничества в рамках Союзного государства, в частности формированию единого миграционного пространства. Наши министерства совместно с другими соответствующими ведомствами Российской Федерации и Беларуси продолжают разработку проекта соглашения о взаимном признании виз и по иным вопросам, которые связаны с въездом иностранных граждан на территорию Союзного государства».
Взаимное признание виз реально
Однако даже если до конца года стороны успеют подписать соглашение о взаимном признании виз, до введения единой визы Союзного государства дело дойдет (если дойдет) не скоро, считают независимые эксперты.
Аналитик варшавского исследовательского центра EAST Андрей Елисеев отмечает, что взаимное признание виз является более простой процедурой, так как не требует согласования визовых режимов в отношении третьих стран.
«Возможно, взаимное признание будет касаться только отдельных категорий виз, например выданных с деловой или туристической целью, — сказал Елисеев в комментарии для БелаПАН. — Поскольку взаимное признание виз довольно уверенно анонсируется обеими сторонами, похоже, что в первой половине 2018 года соглашение действительно начнет действовать».
Единый же визовый режим означает, что наличие краткосрочной визы, выданной с любой целью, позволит посетить не только Беларусь, но и Россию, и наоборот. Однако государствам придется согласовать между собой визовый режим в отношении всех стран мира, в том числе тех, с которыми у каждой из сторон существует безвизовый режим.
«Сейчас есть государства, с которыми у Беларуси безвизовый режим, а у России — визовый (например Грузия, Турция), и наоборот. К тому же у России и Беларуси — разные визовые режимы с ЕС», — говорит Елисеев. Он подчеркивает, что согласование вопроса о союзной визе может занять длительное время.
По словам Елисеева, вариант с взаимным признанием виз проще сам по себе и к тому же оставляет больше свободы в визовой политике для каждой из сторон. То есть Беларуси при такой схеме не придется согласовывать с Россией, с какой страной нужно ввести специфический визовый режим, с какой — нет.
«Хотя и России тоже пришлось бы согласовывать такие действия с Беларусью, — подчеркивает эксперт. — Например, после инцидента со сбитым Турцией российским военным самолетом российско-турецкие отношения ухудшились, и Россия ввела визовый режим для граждан Турции. В случае единой визовой политики странам Союзного государства нужно было бы договориться об идентичном решении».
На безопасности границы подписание соглашения о взаимном признании виз по большому счету никак не скажется, считает Елисеев.
«Сами визовые режимы Беларуси и России с внешним миром при этом не меняются. Соглашение лишь позволит частично урегулировать транзит граждан третьих стран через Беларусь в Россию, и наоборот. Но без согласования визовых режимов в отношении всех стран мира существующие лазейки, типа посещения грузинами России через Беларусь, останутся», — подчеркивает Елисеев.
«Союзный Шенген» Беларуси невыгоден
Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников в свою очередь отмечает, что основная проблема заключается не визах как таковых, а в отсутствии международных пунктов пограничного контроля на белорусско-российской границе.
«Именно под этим предлогом Россия не пропускает к себе из Беларуси граждан третьих стран, даже тех, с которыми у Российской Федерации безвизовый режим», — сказал он.
На стыках границ России, Беларуси, Латвии и России, Беларуси, Украины есть международные пункты пропуска, но человеку необходимо выехать с территории Беларуси в Латвию или Украину, и уже оттуда он заезжает в Россию. Напрямую из Беларуси в Россию наземным транспортом иностранец въехать не может.
«Сейчас идут разговоры о том, что может быть придан международный статус некоторым пунктам пропуска либо правительство России примет решение, что въезд может осуществляться не только через международные, но и через иные пункты, установленные законодательством и международными соглашениями, — отметил Поротников. — Но боюсь, что до окончания чемпионата мира по футболу в России проблему пунктов пропуска на белорусско-российской границе никто даже рассматривать не будет».
При этом собеседник считает, что единая союзная виза Беларуси невыгодна.
«Возникает вопрос о том, чьи будут базовые условия появления этой визы, — пояснил аналитик. — Если это будут условия российские, а скорее всего так и будет, для нас это означает, что Беларусь утратит значительную часть суверенитета. МИД также утратит значительную часть своих функций, так как с учетом более развитой консульской сети Российской Федерации возникнет вопрос о том, насколько нам нужна национальная консульская служба».
Кроме того, общая виза потребует и единых черных списков лиц, въезд которых на территорию Союзного государства нежелателен.
«Сейчас обе стороны учитывают черные списки друг друга. Есть, конечно, исключения политического характера, — отметил Поротников. — В настоящее время Беларусь и Россия периодически обмениваются списками лиц, нежелательных для въезда, и тех, кому запрещен выезд, и дозагружают данные в свои национальные базы».
Но если появится единая виза, то встанет вопрос о необходимости сформировать общую базу и установить общий порядок внесения туда нежелательных лиц. Тут стоит отметить, что российский черный список лиц, которым запрещен въезд на территорию этой страны, в разы больше аналогичного белорусского списка.
С учетом всех этих моментов, делает вывод Поротников, взаимное признание виз Беларуси выгоднее, чем единая виза. Эксперт подчеркивает, что весьма скептически относится к возможности появления «какого-то союзного Шенгена».
А вот введение единой визы Союзного государства вряд ли возможно в обозримом будущем.
Что такое взаимное признание виз между Россией и Белоруссией в 2022 году
МИНСК, 30 ноября. /ТАСС/. Белоруссия и Российская Федерация полностью согласовали проект межправительственного соглашения о взаимном признании виз, которое планируется подписать 13 декабря в Бресте на заседании Совета министров Союзного государства Белоруссии и РФ. Об этом сообщил ТАСС в пятницу начальник департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун.
«Проект соглашения окончательно согласован и направлен на внутригосударственные процедуры. Стороны договорились, что предпримут все меры, чтобы вынести этот документ на подписание на заседании Совета министров Союзного государства», — отметил Бегун по итогам состоявшегося в пятницу в Бресте заседания межгосударственной рабочей группы.
Глава департамента проинформировал, что после подписания и вступления в силу данного соглашения будет урегулирован вопрос транзита граждан третьих государств, имеющих российскую или белорусскую визы, по территории Белоруссии и РФ. В частности, пояснил Бегун, в РФ смогут беспрепятственно въезжать с территории Белоруссии иностранные граждане, имеющие действительную российскую визу, железнодорожным, авиационным транспортом, а также автомобильным транспортом по дорогам, определенным перечнем.
«Также по проекту соглашения беспрепятственно на территорию обоих государств смогут въезжать иностранные граждане, имеющие право на временное проживание и постоянное место жительства», — сообщил Бегун.
«Если данное соглашение вступит в силу до 20 мая будущего года, то оно значительно упростит прибытие иностранных граждан на II Европейские игры, которые пройдут в Минске в июне 2022 года», — отметил глава департамента МВД Белоруссии.
На интернет-портале правовой информации РФ появился текст проекта Соглашения между правительствами России и Беларуси о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории стран-участниц Союзного государства.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко обещал, что документ будет подписан после того, как пройдет необходимые внутригосударственные процедуры в Минске. Как передает агентство БЕЛТА, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун подтвердил, что это та самая версия документа, которая получила положительные заключения от профильных ведомств республики и сейчас находится на рассмотрении в Администрации президента.
Распоряжение правительства РФ предписывает одобрить представленный МИД России и «предварительно проработанный с белорусской стороной» проект Соглашения. Документ признает, что страны-участницы Договора о создании Союзного государства стремятся к «формированию миграционного пространства на общих принципах». Предполагается, что иностранцы, получившие визу России либо Беларуси, имеют право въехать и на территорию второй страны на срок ее действия или проследовать через нее транзитом. При этом каждая из сторон сохраняет за собой право отказать во въезде иностранцу или сократить срок его пребывания на своей территории, «если это необходимо в целях обеспечения безопасности». Граждане третьих стран въезжают на территорию каждого из государств-участников Соглашения и выезжают с нее через пункты пропуска или «непосредственно с территории государства другой Стороны по используемым путям международных железнодорожного и воздушного сообщений, а также по используемым путям международного автомобильного сообщения». Они перечислены в отдельном приложении. Это участки автотрасс Юховичи — Долосцы (А-117 Опочка — Новополоцк), Езерище — Невель (М-20 Киев — Санкт-Петербург), Лиозно — Кругловка (А-141 Витебск — Смоленск), Редьки — Красная Горка (М-1 Минск — Москва), Звенчатка — Дубровичка (А-101 Бобруйск — Москва) и Селище — Новозыбков (М-13 Гомель — Брянск).
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.
Беларусь и Россия полностью согласовали проект соглашения о взаимном признании виз.
Межправительственное соглашение планируют подписать 13 декабря в Бресте на заседании Совета министров Союзного государства Беларуси и России. Об этом сегодня сообщил начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун.
После подписания и вступления в силу соглашения будет урегулирован вопрос транзита по территории Беларуси и РФ граждан третьих государств с беларусской или российской визой в паспорте. В частности, получив российскую визу, можно будет добраться в Россию через Беларусь по железной дороге, самолетом или автомобильным транспортом (правда, не всеми трассами, а в соответствии с согласованным перечнем).
«Также по проекту соглашения беспрепятственно на территорию обоих государств смогут въезжать иностранные граждане, имеющие право на временное проживание и постоянное место жительства», – добавил Алексей Бегун.
Если соглашение вступит в силу до 20 мая 2022 года, это значительно упростит прибытие болельщиков на II Европейские игры в Минске.
А вот введение единой визы Союзного государства вряд ли возможно в обозримом будущем.
Просмотров: 167 Комментариев: 0
Беларусь и Россия в ближайшее время завершат работу над проектом соглашения о взаимном признании виз. Об этом 8 декабря в Гомеле на заседании союзного совмина заявил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков. Его российский коллега Дмитрий Медведев рассчитывает, что одновременно будут урегулированы и другие вопросы въезда на территорию Союзного государства иностранных граждан и лиц без гражданства.
Входит ли в этот пакет единая виза Союзного государства, неизвестно, но эксперты сомневаются, что столь масштабная интеграция визовых политик двух страны возможна в обозримом будущем.
Долгая песня
Впервые о создании единого визового пространства Союзного государства российские представители заговорили в 2008 году, когда Россия начала военный конфликт с Грузией. Тогда Москва опасалась, что граждане Грузии, с которой у Беларуси безвизовый режим, смогут беспрепятственно попасть в Россию через белорусскую территорию.
Однако тогда тема не получила развития. Вновь этот вопрос стал актуальным в 2022 году, когда из-за конфликта на Донбассе резко обострились отношения между Москвой и Киевом, а также Россия в ответ на санкции Евросоюза запретила ввоз на свою территорию европейской продукции.
Открытая граница с Беларусью, по заявлениям российских чиновников, не давала возможности контролировать ни въезд украинских граждан, ни поставки санкционной продукции.
В начале 2016 года Россия ограничила въезд граждан третьих стран на свою территорию через Беларусь, мотивируя это тем, что на белорусско-российской границе нет международных пунктов пропуска.
А в декабре 2016 года глава Федеральной службы безопасности России Александр Бортников подписал приказы об установлении пограничных зон на граничащей с Беларусью территории России. Решение начало действовать с 7 февраля 2017 года.
Эти меры Россия объяснила необходимостью отлавливать злоумышленников, число которых может возрасти в связи с введением Беларусью безвизового режима для граждан 80 стран, в том числе Евросоюза.
В мае нынешнего года российская сторона в одностороннем порядке изменила технологию обслуживания пассажиров, прилетающих из Беларуси. Все рейсы в российские города из внутренних терминалов переведены в международные секторы российских аэропортов. Осуществляется также пограничный контроль воздушных судов и пассажиров, которые прилетают из Беларуси и улетают обратно.
Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 9 июня заявил, что усиление мер контроля на российско-белорусской границе связано с угрозами международного терроризма. Он пояснил, что в связи с усилением борьбы России против международного терроризма, в том числе в Сирии против ИГИЛ, российская сторона была вынуждена усилить меры контроля.
«Открытая граница между Беларусью и Россией может быть частично использована ИГИЛ, в том числе с учетом того безвизового режима, который объявлен в Беларуси для граждан 80 стран», — добавил Суриков.
Дипломат отметил, что это не вопрос недоверия к белорусским пограничникам, а необходимость принятия дополнительных мер.
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров 15 ноября после встречи с белорусским коллегой Владимиром Макеем в Москве сказал: «Мы особое внимание уделили некоторым аспектам практического развития сотрудничества в рамках Союзного государства, в частности формированию единого миграционного пространства. Наши министерства совместно с другими соответствующими ведомствами Российской Федерации и Беларуси продолжают разработку проекта соглашения о взаимном признании виз и по иным вопросам, которые связаны с въездом иностранных граждан на территорию Союзного государства».
Взаимное признание виз реально
Однако даже если до конца года стороны успеют подписать соглашение о взаимном признании виз, до введения единой визы Союзного государства дело дойдет (если дойдет) не скоро, считают независимые эксперты.
Аналитик варшавского исследовательского центра EAST Андрей Елисеев отмечает, что взаимное признание виз является более простой процедурой, так как не требует согласования визовых режимов в отношении третьих стран.
«Возможно, взаимное признание будет касаться только отдельных категорий виз, например выданных с деловой или туристической целью, — сказал Елисеев в комментарии для БелаПАН. — Поскольку взаимное признание виз довольно уверенно анонсируется обеими сторонами, похоже, что в первой половине 2018 года соглашение действительно начнет действовать».
Единый же визовый режим означает, что наличие краткосрочной визы, выданной с любой целью, позволит посетить не только Беларусь, но и Россию, и наоборот. Однако государствам придется согласовать между собой визовый режим в отношении всех стран мира, в том числе тех, с которыми у каждой из сторон существует безвизовый режим.
«Сейчас есть государства, с которыми у Беларуси безвизовый режим, а у России — визовый (например Грузия, Турция), и наоборот. К тому же у России и Беларуси — разные визовые режимы с ЕС», — говорит Елисеев. Он подчеркивает, что согласование вопроса о союзной визе может занять длительное время.
По словам Елисеева, вариант с взаимным признанием виз проще сам по себе и к тому же оставляет больше свободы в визовой политике для каждой из сторон. То есть Беларуси при такой схеме не придется согласовывать с Россией, с какой страной нужно ввести специфический визовый режим, с какой — нет.
«Хотя и России тоже пришлось бы согласовывать такие действия с Беларусью, — подчеркивает эксперт. — Например, после инцидента со сбитым Турцией российским военным самолетом российско-турецкие отношения ухудшились, и Россия ввела визовый режим для граждан Турции. В случае единой визовой политики странам Союзного государства нужно было бы договориться об идентичном решении».
На безопасности границы подписание соглашения о взаимном признании виз по большому счету никак не скажется, считает Елисеев.
«Сами визовые режимы Беларуси и России с внешним миром при этом не меняются. Соглашение лишь позволит частично урегулировать транзит граждан третьих стран через Беларусь в Россию, и наоборот. Но без согласования визовых режимов в отношении всех стран мира существующие лазейки, типа посещения грузинами России через Беларусь, останутся», — подчеркивает Елисеев.
«Союзный Шенген» Беларуси невыгоден
Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников в свою очередь отмечает, что основная проблема заключается не визах как таковых, а в отсутствии международных пунктов пограничного контроля на белорусско-российской границе.
«Именно под этим предлогом Россия не пропускает к себе из Беларуси граждан третьих стран, даже тех, с которыми у Российской Федерации безвизовый режим», — сказал он.
На стыках границ России, Беларуси, Латвии и России, Беларуси, Украины есть международные пункты пропуска, но человеку необходимо выехать с территории Беларуси в Латвию или Украину, и уже оттуда он заезжает в Россию. Напрямую из Беларуси в Россию наземным транспортом иностранец въехать не может.
«Сейчас идут разговоры о том, что может быть придан международный статус некоторым пунктам пропуска либо правительство России примет решение, что въезд может осуществляться не только через международные, но и через иные пункты, установленные законодательством и международными соглашениями, — отметил Поротников. — Но боюсь, что до окончания чемпионата мира по футболу в России проблему пунктов пропуска на белорусско-российской границе никто даже рассматривать не будет».
При этом собеседник считает, что единая союзная виза Беларуси невыгодна.
«Возникает вопрос о том, чьи будут базовые условия появления этой визы, — пояснил аналитик. — Если это будут условия российские, а скорее всего так и будет, для нас это означает, что Беларусь утратит значительную часть суверенитета. МИД также утратит значительную часть своих функций, так как с учетом более развитой консульской сети Российской Федерации возникнет вопрос о том, насколько нам нужна национальная консульская служба».
Кроме того, общая виза потребует и единых черных списков лиц, въезд которых на территорию Союзного государства нежелателен.
«Сейчас обе стороны учитывают черные списки друг друга. Есть, конечно, исключения политического характера, — отметил Поротников. — В настоящее время Беларусь и Россия периодически обмениваются списками лиц, нежелательных для въезда, и тех, кому запрещен выезд, и дозагружают данные в свои национальные базы».
Но если появится единая виза, то встанет вопрос о необходимости сформировать общую базу и установить общий порядок внесения туда нежелательных лиц. Тут стоит отметить, что российский черный список лиц, которым запрещен въезд на территорию этой страны, в разы больше аналогичного белорусского списка.
С учетом всех этих моментов, делает вывод Поротников, взаимное признание виз Беларуси выгоднее, чем единая виза. Эксперт подчеркивает, что весьма скептически относится к возможности появления «какого-то союзного Шенгена».
Долгая песня
Российско-белорусское информационное агентство
- Новости
- События
- Союзное государство
- Экономика
- Армия и ВПК
- Приграничье
- Культура и туризм
- Интервью
- Контакты
Более того, России пришлось 7 февраля ввести погранзону вдоль всей российско-белорусской границы. А иностранные граждане теперь могут попасть на территорию Российской Федерации только в пунктах пропуска. Подробнее о ситуации с введением погранзоны читайте в нашем специальном материале.
Граница России и Белоруссии: Быть или не быть?
Это дало основание говорить о фактическом возвращении упраздненной еще в 1995-мм году границе, что не могло не сказаться на продолжении интеграционных процессов.
Россия и Беларусь создают подобие собственного «шенгена»
До конца года Россия и Белоруссия наконец должны договориться о взаимном признании виз, которые Москва и Минск выдают иностранцам. В 2018 году соглашение должно заработать – и это особенно важно в канун ЧМ-2018, подчеркивает российский премьер Дмитрий Медведев. Как будет работать взаимное признание и что должно стать исключением из общего правила?
В ближайшее время Москва и Минск договорятся о взаимном признании виз, выдаваемых иностранцам Россией и Белоруссией. Такую информацию озвучил глава российского правительства Дмитрий Медведев, выступая в пятницу на заседании совмина Союзного государства России и Белоруссии.
Соглашение коснется граждан тех стран, с которыми у России и Белоруссии действует одинаковый порядок въезда, поясняет РИА «Новости».
Пятидневный безвизовый режим, введенный Белоруссией в январе 2017 года (и ставший главным камнем преткновения, «затормозившим» переговоры о взаимном признании виз), будет действовать только на территории Белоруссии. Напомним, речь идет о следующем: безвизовый порядок въезда и выезда устанавливается для граждан 80 государств (включая США и государства – члены ЕС) на пять дней с момента пересечения ими границы страны через аэропорт Минска. Но в российско-белорусском соглашении о взаимном признании виз будет установлено: граждане этих 80 государств не смогут в рамках белорусского режима «пятидневного безвиза» посещать Россию.
Планируется, что соглашение о взаимном признании будет подписано еще до конца этого года и заработает в 2018-м. Во всяком случае так обещают представители Минска – замгоссекретаря Союзного государства Иван Бамбиза и начальник департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун.
Очередной раунд консультаций по проекту соглашения пройдет в ближайший вторник в Москве, уточнил в пятницу замглавы МИД Белоруссии Николай Мельченко. «Работа подходит к завершающей стадии», – цитирует ТАСС сообщение представителя Белоруссии.
Как подчеркнул Дмитрий Медведев, взаимное признание виз крайне важно в преддверии чемпионата мира по футболу, который, как известно, начнется 14 июня 2018 года. Но нельзя не отметить, что новость важна и вне контекста предстоящего ЧМ.
«Снимаем эту проблему и возвращаемся к согласованной политике»
Переговоры о взаимном признании виз начались еще в 2013 году. В марте 2015-го, в канун переговоров президентов двух стран, Владимира Путина и Александра Лукашенко, также сообщалось: будет подготовлено соглашение о взаимном признании.
Проект претерпевал изменения. «Сначала речь шла о том, чтобы, возможно, создать визу Союзного государства – типа шенгенской», но спустя несколько лет в ходе переговоров появился термин «взаимное признание виз», рассказал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота в интервью «Известиям» в нынешний понедельник.
Сложности были очевидными. Начиная с чисто технических (очевидно, у России и Белоруссии разные списки стран, с которыми достигнуто соглашение о безвизовом въезде) и заканчивая политическими пертурбациями.
Первый зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД: Белоруссия в одностороннем порядке разрешила въезд в страну гражданам иностранных государств, с которыми у России существуют визовые отношения, и
«мы были вынуждены ввести определенные элементы контроля на российско-белорусской границе, чего раньше не было».
«Белоруссия сделала это в оные времена, чтобы понравиться в том числе нашим критикам, показать свою автономность в этом вопросе. Если сейчас удастся договориться, то это будет означать, что мы снимаем эту проблему и возвращаемся к согласованной политике в отношении третьих государств по приглашению в страну и по прочим вопросам», – отметил депутат Затулин.
Договоренность о взаимном признании виз депутат назвал очень важной. «Если мы действительно хотим сохранить хотя бы очень небольшие достижения Союзного государства, то в этом случае нам нужно соблюдать старые договоренности либо подписывать новые. Если эта договоренность не отменяет открытости российско-белорусской границы, то это означает ответственность каждой из сторон», – считает Затулин.
Первый шаг к формированию единого визового пространства
В свою очередь белорусский политолог Алексей Дзермант уверен, что соглашение урегулирует проблемы приезжающих в Белоруссию или Россию иностранцев, которые не могли попасть на территорию соседней страны без еще одной национальной визы.
«В связи с этим турпоток был направлен в одну страну. Если соглашение будет подписано, то это упростит поездки. С точки зрения удобства и урегулирования пограничных моментов – это прогресс. Это первый шаг к формированию единого визового пространства», – сказал Дзермант газете ВЗГЛЯД.
Он уверен, что в прошлом подписанию такого соглашения мешали не политические разногласия, а проблемы согласования технических вопросов. «Выдача виз – это серьезная статья доходов для Белоруссии и России. Как разделить их? Затем было необходимо сформировать единую базу нежелательных, невъездных лиц, а их достаточно много.
Нужно, чтобы белорусы и россияне оперировали одной базой.
Внешняя граница, по сути, будет охраняться белорусскими пограничниками, они будут тем фильтром, который не будет пускать нежелательных иностранцев. Это связано и с террористической угрозой, с тем, что в России проходят серьезные спортивные соревнования. Все эти моменты нужно было согласовать технически», – считает эксперт.
Первый зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД: Белоруссия в одностороннем порядке разрешила въезд в страну гражданам иностранных государств, с которыми у России существуют визовые отношения, и
Лента новостей
- 23:57 Суд Витебска оштрафовал снявшую со стены портрет Лукашенко женщину
- 23:30 Власти в Петербурге разрешили ресторанам в новогодние праздники открыть зимние террасы
- 22:44 Великобритания и ЕС смогли договориться об условиях торговой сделки
- 22:10 «Газпром» и Белоруссия договорились о порядке формирования цен на газ на 2022 год
- 21:36 Первый зараженный «британским» штаммом коронавируса выявлен в Германии
- 21:02 Мурашко: в России сейчас больше 1,1 млн больных COVID-19
- 20:28 Мурашко рассказал об исполнении планов системой здравоохранения в 2022 году
- 19:54 Гинцбург: до конца года 1,5 млн россиян будут обеспечены «Спутником V»
- 19:20 Почти 50% опрошенных USA Today американцев назвали президентство Трампа «провальным»
- 18:47 Санта-Клаус сделал остановку в России
- 18:15 Москва объявила 31 декабря выходным днем
- 18:11 В Подмосковье объявлен выходной 31 декабря
- 17:47 Глава РФПИ раскрыл значение буквы V в названии российской вакцины
- 17:37 В России впервые вынесли приговор по делу о рабстве
- 17:10 Опрос: треть россиян считают отравление Навального инсценировкой
- 16:41 Детский санаторий загорелся в Ленинградской области
- 16:37 Бизнесмен из списка Forbes Христов умер от коронавируса
- 16:33 Экс-главу Клинского района Подмосковья приговорили к 15 годам за коррупцию
- 16:20 Неизвестный открыл стрельбу по полицейским в Подмосковье
- 15:49 Путин оценил работу кабмина в 2022 году
- 15:20 Матвиенко выступила против жесткого регулирования цен на продукты
- 15:17 По делу о подбросе наркотиков Голунову вину признали только двое
- 14:54 В Дагестане появится частный космодром
- 14:45 Путин отменил каникулы для правительства
- 14:24 Матвиенко призывает не бояться введения полного локдауна
- 13:55 Бывший вице-губернатор Кубани стал фигурантом дела
- 13:24 Песков прокомментировал суициды сотрудников ФСО
- 13:14 В Молдавии приведена к присяге новый президент
- 12:44 В Подмосковье закрыли последнюю свалку
- 12:15 В Ереване полиция задержала около 70 участников акции протеста
- 12:15 Суд приговорил супругов к 12 и 13 годам колонии по делу о госизмене
- 11:43 Производители ковид-вакцин вошли в список миллиардеров Forbes
- 11:15 В России установлен антирекорд по числу заражений COVID-19 и смертей
- 10:49 Депутат Вяткин прокомментировал сообщения о грубом ответе журналистке
- 10:19 Две женщины расстреляны в Москве при схожих обстоятельствах
- 09:49 Депутат Госдумы предложил снова приостановить полеты в другие страны
- 09:25 Госдепартамент США обвинил ФСБ в атаке на Навального
- 08:50 Акции Alibaba упали в связи с антимонопольным расследованием
- 08:19 В Токио закрывают зоопарки и океанариумы
- 07:49 В Италии начался общенациональный карантин
- 07:17 Трамп помиловал экс-главу предвыборного штаба Манафорта
- 05:59 Нефть подорожала на 2% после сокращения товарных запасов в США
- 05:11 Доктор Фаучи надеется, что США будут защищены от коронавируса к лету
- 03:56 Непальская авиакомпания Buddha Air доставила пассажиров не в тот аэропорт
- 03:22 Вашингтон требует прозрачности после отправки российского подкрепления в ЦАР
- 01:38 Эрдоган: Турция надеется «перевернуть страницу» в отношениях с США и ЕС в 2022 году
- 00:58 Франция отправила истребители в ЦАР
- 00:37 Медведчук заявил о необходимости восстановить отношения Украины с Россией
- вчера, 23:56 Еще 76 человек с COVID-19 скончались за сутки в Москве
- вчера, 23:55 Трамп заблокировал проект военного бюджета на 2022 финансовый год
Граждане активно стали покидать страну с августа. У Вячеслава Ильюшенко несколько друзей решились на эмиграцию. Он считает, что принятая сейчас мера в большей степени направлена как раз против тех, кто хочет уехать на ПМЖ в соседние государства.
Направления сотрудничества ЕС и Беларуси в 2022 году
В 2022 г. будут продолжены уже сложившиеся подходы Брюсселя во взаимодействии с Беларусью. Иными словами, Брюссель сосредоточится на поддержке социальных преобразований в стране в рамках проектов Восточного партнерства.
Для того чтобы подстегнуть выполнение Беларусью требований и технических задач, ЕС готов смягчать и сами требования, и критику в адрес белорусских властей.
Он готов продолжать точечное финансирование проектов в Беларуси, направленных на наиболее выгодную для формирования позитивного имиджа Евросоюза в белорусском обществе сферу – социальную.
Так, на период с 2014 по 2022 гг. включительно ЕС выделит на все программы в Беларуси сумму в размере, превышающем €91 млн. Только на поддержку неправительственных организаций Брюссель направит около €75 млн. Кроме того, ЕС представлен в разнообразных образовательных проектах, которые будут продолжены в 2022 г. Так, 9 декабря 2019 г. был открыт тренировочный технологический центр. Для развития его деятельности ЕС выделил €11,5 млн.
Также в следующем году ЕС наверняка активизирует межрегиональное взаимодействие, которое уже хорошо себя зарекомендовало в предыдущие периоды. Здесь задача состоит в развитии устойчивого взаимодействия и создания общей экономической площадки для относительной интеграции Беларуси в коммунитарное пространство. Помимо этого, представительства ЕС покажут и готовность взаимодействовать с региональными властями страны. Так, ЕС уже опробовал разные форматы сотрудничества с региональными властями Витебска, Гродно, Бреста и другими, которые вызвали интерес у бизнеса и общественности регионов.
В этих условиях Беларусь получит в следующем году еще большее внимание от структур ЕС.
Что мешает создать реальное Союзное государство Белоруссии и России
Союзное государство можно назвать «отложенной интеграцией». Два десятилетия Минск и Москва держали его в уме, решая насущные двусторонние вопросы: цены на энергоносители, общий рынок, военное сотрудничество. Но полноценную интеграцию в Союзное государство откладывали на время, когда к ней будут больше готовы.
Пока готовности нет, стороны постепенно и осторожно создали общие наднациональные органы, предусмотренные Договором — Постоянный Комитет Союза, Парламентское Собрание, общий Совет Министров. Но на практике они оказались чисто формальными и декоративными. Реальное развитие отношений до сих пор зависит исключительно от двусторонних связей Минска и Москвы.
Но 2015 год оказался переломным для Москвы. Падение цен на нефть привело к отсутствию сверхприбылей. Логика российских властей поменялась — в новых условиях стало гораздо сложнее дотировать экономики союзников, поэтому они «прагматизировали» внешнюю политику. Россия стала жестче ставить собственные условия по поводу цен на нефть и газ для Белоруссии. Это выливалось в известные «нефтегазовые войны».
В Москве указывали, что Минск мог бы рассчитывать на покупку нефти и газа по выгодным для него внутрироссийским ценам в случае создания общего энергетического рынка. Но он сможет нормально функционировать только тогда, когда начнут действовать общий эмиссионный центр, единая система налогообложения и таможенная служба, суды и Счетная палата.
Создание и функционирование этих институтов означает реализацию положений Договора о Союзном государстве, что должно устраивать обе подписавшие стороны и могло бы раз и навсегда решить все противоречия в этой сфере.
В политике усилилась многовекторность — Белоруссия стала искать точки сближения с Западом, и в чем-то это удалось. Республика стала площадкой для переговоров по конфликту на Донбассе, готовилась снова принять американского посла, юридически не признала Крым российским.
Старые песни о главном
Надежды на сворачивание многовекторности и полноценную реализацию союзного Договора появились после выборов в августе 2022 года. Официальные итоги кампании, а после жесткие разгоны протестующих обвалили уровень сотрудничества Минска с Западом. От «нейтральной площадки для переговоров» республика в ЕС и США стала вновь восприниматься как «последняя диктатура Европы». Были введены новые санкции.
Белорусская власть на какое-то время отказалась от многовекторной риторики, обвинив западные государства в попытке организации госпереворота. На фоне поддержки из Москвы усиливаются двусторонние связи: прошли белорусско-российские военные учения, Лукашенко предложил отправить белорусских специалистов на строительство космодрома «Восточный» и построить терминал в Ленинградской области для перевалки белорусских грузов, которые после отказа от транзита через страны Балтии планируется переориентировать на Россию.
Белоруссия приняла договор о взаимном признании виз с Россией…
Складывается впечатление, что происходит «ренессанс» Союзного государства, но оно ложное. Все указанные события вписываются в уже давно созданный экономический, таможенный и военный союз между странами, который вполне можно реализовать и в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Но шагов по политической интеграции как не было, так и нет. Отношения сторон все так же строятся на двусторонних связях Минска и Москвы при слабости союзных институтов.
Спустя несколько дней после этого глава белорусского МИД Владимир Макей заявил: «Ни в коей мере нельзя упрекать Беларусь в том, что она стремится проводить многовекторную политику. В этом лежит выживание Беларуси как государства».
Дело в том, что для белорусской власти, которая уже более 20 лет работает в авторитарном режиме, очень важно сохранить собственное положение. А создание реально действующих наднациональных органов, которые станут арбитрами в отношениях Минска и Москвы, может стать для этого угрозой. Так, общие институты будут обладать реальной компетенцией — Минску и Москве придется отдать им часть своей власти. Союзный парламент, Совмин и Постоянный Комитет будут принимать не всегда выгодные для белорусской власти решения и проекты, которые в Минске будут обязаны выполнять.
Через двусторонние переговоры объективно проще договориться и прийти к согласию, в то время как в Союзном государстве помимо президентов и национальных правительств появится третья сторона, которая будет действовать независимо от них.
Равенство неравных
Реальность и реализуемость Союзного государства заключается далеко не только в нежелании Минска отдавать часть суверенитета «наверх», но и в противоречии интересов сторон по поводу разных моделей интеграции. Белоруссия всегда придерживалась концепции двух равноправных и суверенных частей Союзного государства, что будет означает фактическое право вето у Минска на суверенные решения Москвы, и наоборот.
В рамках общей внешней политики это могло бы означать, что Россия, например, не смогла бы без согласия Минска присоединить Крым или наложить контрсанкции на Запад. Подобным коллегиальным образом равноправных субъектов работает Евросоюз — все важные решения принимаются коллективно и сообща.
Далеко не факт, что на такую модель может согласиться Россия. Москва позиционирует себя как старшего брата и наверняка хочет видеть распределение полномочий соразмерным с экономическим, политическим и военным весом сторон. Что, в свою очередь, будет означать потерю суверенитета для Минска, потому что тогда не будет паритета и равенства: львиную долю влияния в наднациональных органах займет Россия.
И как бы стороны ни договорились о развитии интеграции, какие шаги бы ни делали — наверняка всё будет упираться в несоразмерность союзников: либо слишком много власти у маленькой Белоруссии над большой Россией, либо растворение белорусского суверенитета. Реально действующим органом может стать лишь Высший госсовет, состоящий из президентов — который в принципе и так действует в виде их встреч и переговоров.
Сегодня в Минске, а возможно, отчасти и в Москве союзный Договор считают слишком амбициозным для сегодняшнего дня. Тогда, в 1990-е, когда элиты обеих стран ностальгировали по общему государству, которое все еще существовало в виде фантома, реализация проекта казалась неизбежной.
Сейчас совершенно иная реальность: элиты обосновались в своих национальных государствах, выстроив разные социально-экономические и политические модели, выросли поколения, привыкшие к новой реальности и границам. Поэтому сегодня вопрос объединения стал многократно сложнее, чем был вначале. И время работает против него.
- Теги
- Новости Белоруссии,
- Союзное государство,
- Белоруссия,
- Россия
И как бы стороны ни договорились о развитии интеграции, какие шаги бы ни делали — наверняка всё будет упираться в несоразмерность союзников: либо слишком много власти у маленькой Белоруссии над большой Россией, либо растворение белорусского суверенитета. Реально действующим органом может стать лишь Высший госсовет, состоящий из президентов — который в принципе и так действует в виде их встреч и переговоров.
Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 17.01.2001 “О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь”
от 17 января 2001 года
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Российская Федерация и Республика Беларусь, в дальнейшем именуемые Сторонами,
основываясь на Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в дальнейшем именуемом Соглашением 1992 года) и Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.,
в целях реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г.,
признавая необходимость в интересах развития экономического сотрудничества обеспечить беспрепятственное исполнение судебных актов компетентных судов одной Стороны на территории другой Стороны и учитывая, что настоящее Соглашение распространяется только на хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Беларусь,
согласились о нижеследующем:
Судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.
Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и хозяйственные суды Республики Беларусь, которые вправе рассматривать споры в соответствии с правилами, установленными статьей 4 Соглашения 1992 года.
Исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации.
Исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с таким банком или кредитной организацией на территории одного государства.
Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю (судебному исполнителю) для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.
Спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием положений настоящего Соглашения, подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Сторонами.
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон.
Каждая из Сторон может прекратить настоящее Соглашение путем направления письменного уведомления другой Стороне. В этом случае Соглашение прекращается в первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев после даты получения одной Стороной уведомления другой Стороны.
Совершено в Москве 17 января 2001 г. в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием положений настоящего Соглашения, подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Сторонами.
Выберите необходимый тип визы
Работа
Въезд в Бельгию с визой другой страны
Такое тоже возможно, если у россиянина уже имеется действующая шенгенская либо национальная виза любого из 26 государств, входящих в Шенген. Также в Бельгию можно попасть с действующим видом на жительство в ЕС.
Для въезда по шенгенской визе другого государства есть некоторые ограничения. Согласно актуального визового законодательства, эту визу нужно использовать по назначению. То есть основной страной, где будет находиться путешественник, должно являться все-таки государство, которое эту визу выдавало, большинство разрешенных дней пребывания нужно провести именно там. А уже меньшее количество дней дозволено использовать для поездки в Бельгию или любую другую страну ЕС.
Бельгийская виза, которая нужна россиянам, бывает всего двух типов: шенгенская виза C и национальная виза D. Первая подойдет для всех видов относительно краткосрочных поездок, вторую нужно запрашивать уже для более серьезных целей визита и для более продолжительных сроков. Разница между ними будет описана ниже.